MD-520N

Лёгкий многоцелевой вертолёт MD-530N разработан фирмой "Макдоннел-Дуглас Геликоптер" в 1988 году. За основу конструкции взят вертолёт MD-500. MD-530N стал первым в мире серийным вертолётом с системой NOTAR. Вместо рулевого винта на концевой части хвостовой балки установлено сопло, в которое подаётся воздух от вентилятора. Система NOTAR была испытана в 1986 году на вертолёте OH-6A. Прототип MD-520N впервые поднялся в воздух 1 мая 1990 года. В январе 1991 года фирма получила первый заказ на поставку 160 вертолётов. Первый серийный вертолёт совершил первый полёт 28 июня 1991 года. Сертификат типа получен 13 сентября 1991 года.

MD-520N построен по одновинтоворй схеме без рулевого винта. Несущий винт пятилопастный с бесшарнирным креплением лопастей. Хвостовая балка цилиндрическая, выполнена из композиционных материалов на основе графита. Внутри балки установлен вентилятор с приводом от двигателя. Воздух от вентилятора подаётся в специальное поворотное сопло в концевой части балки для компенсации реактивного момента (благодаря эффекту Коанда). Сверху на хвостовой балке установлено горизонтальное оперение размахом 2 м с прямоугольными вертикальными шайбами на концах. Шасси неубирающееся лыжное. Предусмотрена установка надувных баллонетов. Силовая установка состоит из турбовального двигателя Аллисон (Роллс-Ройс) 250C20R. Воздухозаборник двигателя размещён в обтекателе за валом несущего винта и закрыт сеткой. Сопло находится в хвостовой части фюзеляжа. Запас топлива размещён в топливном баке под полом кабины. Предусмотрена установка дополнительного топливного бака. Кабина закрытая, пятиместная. Доступ в кабину осуществляется через 4 боковые двери (по 2 с каждой стороны). Система управления механическая без бустеров.

Серийное производство продолжается. Поставлял в 24 страны мира, в том числе и в Россию.

Модификации вертолёта:

  • MD-520N - с двигателем Аллисон 250M20. Первый полёт в 1 мая 1990 года. Изготовлено не менее 100 вертолётов
  • MD-520N "Дефендер" - военный вертолёт. Отличается составом оборудования. Вооружение состоит из различных ПТУР и НАР. В полицейском варианте оснащён громкоговорителями, сиреной и осветительной фарой.
  • MD-530F - опытный для демонстрации новых технических решений по программе MD-600/630N. Проходил испытания в 1994 году.
  • MD-600N - серийный с увеличенной кабиной. Отличается двигателем Аллисон 250C47, 6-лопастным винтом, удлинённой хвостовой балкой. Первый полёт 28 марта 1995 года. Изготовлено не менее 42 вертолётов.
  • MD-630N - вариант MD-520N с увеличенной кабиной (опытный). Отличался двигателем увеличенной до 650 э.л.с. мощности. Первый полёт 22 ноября 1994 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатель 250C20R
Взлётная мощность, э.л.с. 450
Диаметр несущего винта, м 8,33
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтом
длина фюзеляжа
ширина
высота до втулки несущего винта

9,78
7,77
1,31
2,83
Масса, т:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

719
1519
1746
Запас топлива, л 242
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в кабине
на внешней подвеске

800
1027
Количество пассажиров, чел. 4
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

281
235
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с: 9,7
Потолок, м:

статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический

2865
3900
6100
Практическая дальность полёта, км: 383
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 108.
  2. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 105-109.
  3. Ружицкий Е.И. Зарубежные вертолёты. - М.: АСТ, "Астрель", 2002. - С. 230-237.
Вертолёты | Специальные | На главную