МАЗ-103

В 1992 году на Минском автозаводе был создан автобусный филиал АМАЗ. 15 июня у немецкой фирмы "Неоплан" была приобретена лицензия на производство городского и междугороднего автобусов, причём МАЗу предоставлялась возможность вносить изменения в конструкцию по своему усмотрению. Единственным ограничением был запрет на продажу минских автобусов за пределами СНГ. В 1993 году началось мелкосерийное производство большого низкопольного городского автобуса МАЗ-101. Производство большинства комплектующих было размещено на предприятиях Белоруссии и России.

В 1996 году на смену МАЗ-101 пришёл модернизированный автобус МАЗ-103, который отличался конструкцией ведущего моста, приподнятым на 80 мм полом в задней части, изменённой компоновкой салона. Он стал первой массовой моделью автобуса МАЗа. В 2001 году на Московском международном автосалоне МАЗ-103 завоевал звание "Лучший автобус года".

МАЗ-103 имеет вагонную компоновку. Кузов цельнометаллический. Обивка салона выполнена из негорючих и нетоксичных материалов. Для входа и выхода пассажиров имеется 3 двустворчатые двери. Привод дверей пневматический. Кабина водителя отделена от пассажирского салона. Силовая установка состоит из четырёхтактного 6-цилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения Д-260.5 Минского моторного завода. Двигатель расположен в шахте моторного отсека в задней части кузова с левой стороны, что позволило понизить уровень пола в передней и средней части. Предусмотрена установка дизелей фирм "Рено", "Дойц", "Даймлер-Бенц", MAN. Коробка передач 6-ступенчатпая механическая МАЗ-306. Предусмотрена установка коробок ЯМЗ-236П, КамАЗ-14, Прага 5PS.114, Войс "Дива" 851.2 и других. Подвеска пневматическая с телескопическими амортизаторами (независимая спереди и зависимая сзади). Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Автобус оснащён автоматической системой пожаротушения. По желанию заказчика могут устанавливаться: АБС, независимый обогреватель, тонированные стёкла, пластиковые сиденья, информационное табло-маршрутоуказатель, автоматический речевой информатор.

МАЗ-103 применяется в аэропортах в качестве перронного автобуса. Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для сидения.

В процессе производства и эксплуатации конструкция МАЗ-103 постоянно дорабатывается, улучшаются эксплуатационные показатели. Поставляется в Россию, Украину, Прибалтику, Румынию.

Модификации автобуса:

  • МАЗ-10300 - городской автобус с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-1) и коробкой передач МАЗ-306 (базовая модификация). Выпускался с 1996 года.
  • МАЗ-103001 - с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач КамАЗ-141.
  • МАЗ-103002 - с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач Прага-5PS.
  • МАЗ-103003 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103004 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ГМП-4.
  • МАЗ-103005 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач Войс D851.3Е. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103007 - с двигателем ЯМЗ-236НЕ и коробкой передач МАЗ-306.
  • МАЗ-103040 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 мощностью 226 л.с. и коробкой передач Рено G406. Число мест для сидения 25.
  • МАЗ-103041 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Прага 5PS. Число мест для сидения 21-28.
  • МАЗ-103042 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Войс D851.2. Число мест для сидения 21-28.
  • МАЗ-103060 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103061 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач ZF S6-85.
  • МАЗ-103062 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103065 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103067 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF 6HP-502C. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103068 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Аллисон T280. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103070 "Арктика" - в северном исполнении. Отличается двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-2) мощностью 230 л.с., коробкой передач ZF S6-85, отопителем увеличенной мощности, предпусковым подогревателем двигателя, двойными стёклами.
  • МАЗ-103075 - северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-2) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103076 - северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103403 - модернизированный с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103462 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF S6-85.
  • МАЗ-103465 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103467 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF 6HP-502C. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103468 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Аллисон T280. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103476 - модернизированный с двигателем Дойц BF6M1013EC и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103С - пригородный автобус. Отличается 2 дверями для пассажиров. Число мест для сидения увеличено до 41. Выпускался с 1997 года.
  • МАЗ-103Т - троллейбус. Выпускается с 2000 года.
  • МАЗ-105 - сочленённый автобус. Выпускается с 1998 года.
  • МАЗ-107 - удлинённый трёхосный автобус. Выпускается с 2001 года.
  • Самотлор-НН-5295 - вариант МАЗ-103465 сборки ООО "Самотлор-НН". Отличается передней маской.
  • Технические харктеристики

    Габариты, мм:

    длина
    ширина
    высота

    11985
    2500
    2838
    База, мм 6140
    Колея, мм 2048/1824
    Высота пола, мм 360
    Радиус поворота, м 11,3
    Масса, кг:

    в снаряженном состоянии
    полная

    12500
    18000
    Число мест для пассажиров:

    для сидения
    общее
    максимальное

    20-28
    95
    132
    Двигатель:

    тип
    число цилиндров
    рабочий объём, см2
    мощность, л.с.

    Д-260.5-27
    6
    7120
    230
    Число передач 6
    Колёсная формула 4x2
    Размер шин 11/70R22,5
    Запас топлива, л 220
    Скорость максимальная, км/ч 70
    Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км 24,5

    Литература

    1. .
Аэродромная техника | На главную