В 1992 году на Минском автозаводе был создан автобусный
филиал АМАЗ. 15 июня у немецкой фирмы "Неоплан" была приобретена лицензия
на производство городского и междугороднего автобусов, причём МАЗу
предоставлялась возможность вносить изменения в конструкцию по своему
усмотрению. Единственным ограничением был запрет на продажу минских
автобусов за пределами СНГ. В 1993 году началось мелкосерийное производство
большого низкопольного городского автобуса МАЗ-101. Производство большинства
комплектующих было размещено на предприятиях Белоруссии и России.
В 1996 году на смену МАЗ-101 пришёл модернизированный автобус МАЗ-103,
который отличался конструкцией ведущего моста, приподнятым на 80 мм полом
в задней части, изменённой компоновкой салона. Он стал первой массовой
моделью автобуса МАЗа. В 2001 году на Московском международном автосалоне
МАЗ-103 завоевал звание "Лучший автобус года".
МАЗ-103 имеет вагонную компоновку. Кузов цельнометаллический. Обивка
салона выполнена из негорючих и нетоксичных материалов. Для входа и выхода
пассажиров имеется 3 двустворчатые двери. Привод дверей пневматический.
Кабина водителя отделена от пассажирского салона. Силовая установка состоит
из четырёхтактного 6-цилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения
Д-260.5 Минского моторного завода. Двигатель расположен в шахте моторного
отсека в задней части кузова с левой стороны, что позволило понизить
уровень пола в передней и средней части. Предусмотрена установка дизелей
фирм "Рено", "Дойц", "Даймлер-Бенц", MAN. Коробка передач 6-ступенчатпая
механическая МАЗ-306. Предусмотрена установка коробок ЯМЗ-236П, КамАЗ-14,
Прага 5PS.114, Войс "Дива" 851.2 и других. Подвеска пневматическая с
телескопическими амортизаторами (независимая спереди и зависимая сзади).
Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Автобус оснащён автоматической
системой пожаротушения. По желанию заказчика могут устанавливаться: АБС,
независимый обогреватель, тонированные стёкла, пластиковые сиденья,
информационное табло-маршрутоуказатель, автоматический речевой информатор.
МАЗ-103 применяется в аэропортах в качестве перронного автобуса.
Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для
сидения.
В процессе производства и эксплуатации конструкция МАЗ-103 постоянно
дорабатывается, улучшаются эксплуатационные показатели. Поставляется в
Россию, Украину, Прибалтику, Румынию.
Модификации автобуса:
-
МАЗ-10300 - городской автобус с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-1) и коробкой
передач МАЗ-306 (базовая модификация). Выпускался с 1996 года.
-
МАЗ-103001 - с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач КамАЗ-141.
-
МАЗ-103002 - с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач Прага-5PS.
-
МАЗ-103003 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливался
на заказ.
-
МАЗ-103004 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ГМП-4.
-
МАЗ-103005 - с двигателем Д-260.5 и коробкой передач Войс D851.3Е. Изготавливался
на заказ.
-
МАЗ-103007 - с двигателем ЯМЗ-236НЕ и коробкой передач МАЗ-306.
-
МАЗ-103040 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 мощностью 226 л.с. и
коробкой передач Рено G406. Число мест для сидения 25.
-
МАЗ-103041 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Прага 5PS.
Число мест для сидения 21-28.
-
МАЗ-103042 - с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Войс D851.2.
Число мест для сидения 21-28.
-
МАЗ-103060 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач Войс D851.3E.
-
МАЗ-103061 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач ZF S6-85.
-
МАЗ-103062 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF S6-85.
Изготавливался на заказ.
-
МАЗ-103065 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E.
Изготавливался на заказ.
-
МАЗ-103067 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF 6HP-502C.
Изготавливался на заказ.
-
МАЗ-103068 - с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Аллисон T280.
Изготавливался на заказ.
-
МАЗ-103070 "Арктика" - в северном исполнении. Отличается двигателем Дойц BF.6M1013EC
(Евро-2) мощностью 230 л.с., коробкой передач ZF S6-85, отопителем увеличенной мощности,
предпусковым подогревателем двигателя, двойными стёклами.
-
МАЗ-103075 - северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-2) и коробкой передач
Войс D851.3E.
-
МАЗ-103076 - северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-3) и коробкой передач
Войс D851.3E.
-
МАЗ-103403 - модернизированный с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач
ZF S6-85. Изготавливается на заказ.
-
МАЗ-103462 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой
передач ZF S6-85.
-
МАЗ-103465 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой
передач Войс D851.3E.
-
МАЗ-103467 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой
передач ZF 6HP-502C. Изготавливается на заказ.
-
МАЗ-103468 - модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой
передач Аллисон T280. Изготавливается на заказ.
-
МАЗ-103476 - модернизированный с двигателем Дойц BF6M1013EC и коробкой передач
Войс D851.3E.
-
МАЗ-103С - пригородный автобус. Отличается 2 дверями для пассажиров.
Число мест для сидения увеличено до 41. Выпускался с 1997 года.
-
МАЗ-103Т - троллейбус. Выпускается с 2000 года.
-
МАЗ-105 - сочленённый автобус. Выпускается с 1998 года.
-
МАЗ-107 - удлинённый трёхосный автобус. Выпускается с 2001 года.
-
Самотлор-НН-5295 - вариант МАЗ-103465 сборки ООО "Самотлор-НН". Отличается
передней маской.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
11985
2500
2838 |
База, мм |
6140 |
Колея, мм |
2048/1824 |
Высота пола, мм |
360 |
Радиус поворота, м |
11,3 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
12500
18000 |
Число мест для пассажиров:
для сидения
общее
максимальное |
20-28
95
132 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
мощность, л.с. |
Д-260.5-27
6
7120
230 |
Число передач |
6 |
Колёсная формула |
4x2 |
Размер шин |
11/70R22,5 |
Запас топлива, л |
220 |
Скорость максимальная, км/ч |
70 |
Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км |
24,5 |
Литература
- .
|