МАИ-223

Разработка лёгкого самолёта МАИ-223 началась в ОСКБЭС МАИ в 2002 году под руководством главного конструктора В.П.Лапшина. Разработчики старались сделать конструкцию такой, чтобы производжство основных деталей было возможно на любых приспособленных площадках. В эксплуатации самолёт тоже должен быть неприхотливым, рассчитанным на хранение на открытом воздухе или в гараже. 3 прототипа были изготовлены на опытном производстве МАИ. Первый полёт состоялся 20 октября 2004 года. Впервые показан публике на выставке "РосАвиаЭкспо 2005". После проведения испытаний началось серийное производство в ООО "ПРО-Авиа". Двигатели поставляет АО "Авиагамма". Выпускается как в собранном виде, так и в виде КИТ-набора. В 2007 году к производству приступил Уральский завод гражданской авиации, но из-за смены собственника производство было остановлено.

МАИ-223 построен в аэродинамической схеме подкосного моноплана-парасоль. Фюзеляж смешанной конструкции: пронстранственная рама из дюраля Д-16Т с обшивкой из термоусадочной ткани "Диатекс". Киль выполнен заодно с фюзеляжем. Крыло обратной стреловидности, двухлонжеронное, образовано плосковыпуклым профилем DFS. Обшивка крыла изготовлена из тонкого стеклопластика. Механизация крыла состоит из закрылков и элеронов. При хранении консоли крыла складываются. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Колёса основных стоек снабжены гидравлическими тормозами. Заднее колесо свободноориентирующееся. Предусмотрена возможность установки лыжного и поплавкого шасси. Силовая установка состоит из поршневого двигателя Ротакс-912 (Ротакс-503, Ротакс-582) с трёхллопастным воздушым винтом. Запас топлива размещается в фюзеляжном баке ёмкостью 68 л (на прототипе 95 л). Кабина закрытая, двухместная с расположением экипажа бок о бок, выполнена из стеклопластика. Для доступа в кабину имеются 2 двери. открывающиеся вперёд и вверх. Кабина оборудована системами вентиляции и обогрева. Управление самолетом полностью дублировано.

Самолёт получился достаточно универсальным, отвечаюшим запросам широкого круга потребителей. Большой запас прочности конструкции позволяетт выполненять маневренных полеты, а также полеты в турбулентной атмосфере без риска разрушения конструкции. Самолёт довольно экономичный в эксплуатации. Простота управления делает его доступным для лётчиков невысокой квалификации. В 2013 году интерес к самолёту проявил министр обороны С.К.Шойгу.

Всего изготовлено 5 самолётов: 2 на заводе МАИ и 3 на УЗГА.

Модификации самолёта:

  • МАИ-223 - базовый. Выпускается с 2004 года.
  • МАИ-223М - модернизированный. Отличается носовой опорой шасси, увеличенным вертикальным оперением. Первый полёт 1 июля 2012 года.
  • МАИ-223СХ - сельскохозяйственный. Отличается усиленной конструкцией, изменённым составом приборного оборудования, подфюзеляжным баком для ядохимикатов на 160 л и комплектом распылителей. Первый полёт 28 июля 2006 года.

Лётно-технические характеристики

двигатель Ротакс-912S
Взлётная мощность, л.с. 100
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

8,19
6,0
2,0
Площадь крыла, м2 11,4
Масса, кг

пустого
взлётная нормальная

305
495
Запас топлива, кг 46
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
сваливания

195
160-180
62
Скороподъёмность у земли, м/с 5,7
Угловая скорость по крену, рад/с 2,5
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

6
3
Практический потолок, м 6000
Дальность полёта максимальная, км 680
Длина разбега, м

пробега, м

90
100
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Матвиенко А., Макаров Ю. Летательные аппараты МАИ // Техника - молодёжи. - 2006. - №2. - С. 14-16.
АОН | На главную