ЛуАЗ-967М

В 1954 году Главное автотракторное управление МО СССР сформулировало технические требования к небольшому вездеходу для использования непосредственно на поле боя для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и имущества, размещения вооружения. В качестве исполнителя первоначально был выбран Ирбитский мотоцилетный завод. В 1956-1957 годах совместно с НАМИ были построены и испытаны опытные образцы такого вездехода.

Дальнейшие работы проводились непосредственно в НАМИ. Были построены автомобили НАМИ-032А и НАМИ-049А, на которых отрабатывалась концепция автомобиля-транспортёра без детальной проработки отдельных узлов и привязки к конкретным проиводителям. С освоением проиводства легковых автомобилей на запорожском заводе "Коммунар" было решено передать дальнейшую разработку транспортёра на него.

В начале 60-х годов конструкторы ЗАЗа приступили к разработке сразу целого семейства автомобилей: легвого ЗАЗ-966, транспортёра ЗАЗ-967, гражданского вездехода ЗАЗ-969 и фургона ЗАЗ-970. Прототипы ЗАЗ-967 были построены в Запорожьев в 1965 году. До конца года прошли их государственные испытания. Результаты испытаний были положительными, но производственные мощности ЗАЗа были ограниченными. Поэтому было решено организовать производство вездеходов на Луцком машиностроительном (с 11 декабря 1967 года автомобильном) заводе.

С начала завод освоил производство гражданских джипов ЛуАЗ-969В и ЛуАЗ-969. Затем настала очередь ЛуАЗ-967, который к тому времени прошёл весь комплекс заводских, полигонных, межведомственных и государственных испытаний. В 1969 году Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР он был принят на вооружение. Но заказчик выдвинул новые требования, потребовавшие доработок конструкции. В 1972 году были построены новые образцы транспортёра с двигателем МеМЗ-967 мощностью 40 л.с., усиленной подвеской, доработанным кузовом. Они прошли повторные испытания и вновь были рекомендованы к производству. Серийное производство началось в 1975 году.

ЛуАЗ-967 имеет несущую конструкцию. Корпус сварной, водонепроницаемый. Место водителя расположено посередине. Пассажиры размещаются сзади справа и слева от водителя. Спинки всех сидений складываются в ровень с полом, обеспечивая возможность размещения груза или 2 раненых на носилках. Ветровое стекло может откидываться вперёд. Высота рулевой колонки резулируется. Циток приборов смонтирован на растяжках ступицы руля и перемещается вместе с ним. Силовая установка состоит из карбюраторного четырёхтактного V-образного 4-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения МеМЗ-967А. Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач четырёхступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода, имеет дополнительную пониженную передачу. Главная передача двойная: коническая со спиральными зубъями и колёсные редукторы с цилиндрическими шестернями наружного зацепления. Автомобиль имеет постоянный привод на передние колёса и отключаемый - на задние. Дифференциал заднего моста блокируемый. На воде движение осуществляется за счёт вращения колёс. Для выходя на сушу из воды, а также для преодаления траншей, имеются 2 съёмных металлических трапа (крепятся по бокам кузова). В носовой части установлена лебёдка для самовытаскивания (усилие до 200 кгс, длина троса - 100 м).

Небольшая высота, высокая проходимость, манёвренность и подвижность позволяют использовать ЛуАЗ-967 непосредственно на переднем крае обороны или в боевых порядках наступающих подразделений. Складки местности и растительность затрудняют противнику наблюдение и поражение огнём. В случае необходимости водитель может вести машину лёжа (рулевая колонка при этом опускается, ветровое стекло откидывается на капот). ТПК может преодалевать подъёмы до 58% или двигаться с креном. Сравнительно небольшая масса автомобиля позволяет легко транспортировать его по воздуху (например, вертолётом). На военных аэродромах применяется в парашютно-десантной службе (ПДС).

Модификации автомобиля:

  • ЛуАЗ-967 (ТПК) - опытный транспортёр переднего края. Отличался одноконтурной тормозной системой, фарой-искателем за лобовым стеклом, круглыми задними фонарями.
  • ЛуАЗ-967М - серийный. Отличался двухконтурной тормозной системой, наличием фар, прямоугольными задними фонарями.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота (без тента)

3682
1712
1580
База, мм 1800
Колея, мм 1325/1320
Дорожный просвет, мм 285
Радиус поворота, м 5
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

950
1350
Грузоподъёмность, кг 320
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 300
Число мест 3
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
мощность, л.с.

МеМЗ-967А
4
1197
37
Число передач 4
Колёсная формула 4x4
Размер шин 5,90-13"
Запас топлива, л 34
Скорость максимальная, км/ч:

по шоссе
на плаву

75
3-4
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 10

Литература

  1. Беспалов С. Транспортёр переднего края // За рулём. - 1988. - №6. - С. 17.
  2. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 187-188.
  3. Колеватов А. Универсальная "таблетка" или транспортёр переднего края ЛуАЗ-967М // Автомобильный моделизм. - 2006. - №6. - С. 4-8.
  4. Многоцелевой транспортёр // За рулём. - 1978. - №4. - С. 2.
  5. Моргун Н., Акимов А. Автомобили семейства "ЛуАЗ" // Автомобильный моделизм. - 2001. - №12. - С. 2-3.
  6. Степанов А.П. Плавающие автомобили. - М.: "Машиностроение", 1981.
  7. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "ИЛБИ", "Прострэкс", 1994. - С. 108.
Аэродромная техника | На главную