В 1955 году на "Заводе первой пятилетки" (с января 1967 года "Лет") в Куновицах (Чехословакия) было организовано собственое КБ. Его возглавил Ладислав Смрчек. Для укрепления нового КБ в него направили выпускников Военно-технической академии в Брно. Молодые конструкторы поставили перед собой задачу создания создания лёгкого многоцелевой самолёта, по всем параметрам превосходящего выпускаемый на заводе Ae-45S. Первоначально проект получил обозначение L-145, но позже его присвоили модернизированному варианту Ae-45S, а новый самолёт стал называться L-200 "Морава". Самолёт проектировался с просторной пятиместной пассажирской кабиной с хорошей тепло- и звукоизоляцией. Компоновка приборной доски предусматривала место для размещения дополнительного радиосвязного и навигационного оборудования, предназначенного для полётов ночью и в СМУ. Шасси и посадочные щитки получили гидравлический привод вместо электрического, как на Ae-45S. В качестве силовой установки было решено использовать 2 двигателя M-337, разрабатывавшиеся в "Моторлёте" под руководством Б.Шимонка. Из-за задержек с доводкой двигателя на прототипах установли серийные "Вальтер-Минор" 6-III мощностью 160 л.с. с винтами изменяемого шага V-402. Первый прототип XL-200 впервые поднялся в небо в апреле 1957 года (лётчик-испытатель Л.Шваб). Заводские испытания проходили с мая по декабрь 1957 года в Куновицах, а с января 1958 года были продолжены в Летнянах. Ещё до окончания лётных испытаний в декабре 1957 года началось изготовление установочной партии из 10 L-200 с моторами "Вальтер-Минор" 6-III и винтами V-406. Один из них был передан на государственные испытания в VZLU, которые проходили с января по май 1958 года. В декабре 1958 года 2 L-200 (в пассажирском и санитарном вариантах) перегнали для испытаний в СССР. В мае 1959 года начались государственные испытания L-200A, переобрудованный из десятого L-200, но из-за отсутсвия двигателей M-337 (они были установлены только осенью) программа испытаний была сокращена. В июле 1959 года L-200A был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. После завершения испытаний в июле 1960 года L-200A получил сертификат лётной годности. Серийное производство началось во втором полугодии 1959 года. Поставка самолётов заказчикам началась весной 1960 года. Первые L-200A получила чехословацкая авиакомпания "Агролёт". L-200 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из элеронов и посадочных щитков. На концах крыла установлены дополнительные топливные баки. Хостовое оперение двухкилевое. Для улучшения путевой устойчивости на хвостовой части фюзеляжа установлен небольшой форкиль. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 поршневых рядных 6-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения M-337 (на первых L-200 "Вальтер-Минор" 6-III) с двухлопастными воздушными винтами изменяемого шага V-410. Двигатели установлены на моторных рамах цилиндрами вниз. Доступ в пассажирскую кабину осуществлялся через 2 боковые двери автомобильного типа. На самолёты для СССР устанавливались гидронасос на левый двигатель, противопыльные фильтры, зимнее капотирование силовых установок, радиостанция и радиокомпас, трёхлопастные винты V-506 меньшего диаметра. Производство L-200 продолжалось до 1964 года. Всего изготовлен 361 самолёт различных модификайи. Более 100 самолётов использовалось у себя на родине в ВВС, аэроклубах "Свазарма", авиакомпании "Чехословацкие авиалинии", в качестве административных на крупных предприятиях ("Шкода", "Мораван" и др.) и государственных организациях. Остальные были поставлены на экспорт в Австралию, Аргентину, Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Египет, Индию, Индонезию, Италию, Кубу, Польшу, Францию, ФРГ, Швейцарию, Швецию, ЮАР, Югославию. Велись переговоры о лицензионном производстве в США, но американцев не устроила цена. На L-200 выполнен ряд дальних перелётов как чехословацкими лётчиками, так и иностранцами. Большое количество самолётов поступило в СССР ("Аэрофлот" был основным заказчиком самолёта), где они использовались на местных авиалиниях. На L-200D СССР-34407 долгое время по общественным делам летал известный писатель М.А.Шолохов (пилот А.С.Акопов). Массовая эксплуатация L-200 продолжалась до конца 70-х годов. Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор. Фотографии L-29 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|