L-200D

В 1955 году на "Заводе первой пятилетки" (с января 1967 года "Лет") в Куновицах (Чехословакия) было организовано собственое КБ. Его возглавил Ладислав Смрчек. Для укрепления нового КБ в него направили выпускников Военно-технической академии в Брно. Молодые конструкторы поставили перед собой задачу создания создания лёгкого многоцелевой самолёта, по всем параметрам превосходящего выпускаемый на заводе Ae-45S. Первоначально проект получил обозначение L-145, но позже его присвоили модернизированному варианту Ae-45S, а новый самолёт стал называться L-200 "Морава".

Самолёт проектировался с просторной пятиместной пассажирской кабиной с хорошей тепло- и звукоизоляцией. Компоновка приборной доски предусматривала место для размещения дополнительного радиосвязного и навигационного оборудования, предназначенного для полётов ночью и в СМУ. Шасси и посадочные щитки получили гидравлический привод вместо электрического, как на Ae-45S. В качестве силовой установки было решено использовать 2 двигателя M-337, разрабатывавшиеся в "Моторлёте" под руководством Б.Шимонка. Из-за задержек с доводкой двигателя на прототипах установли серийные "Вальтер-Минор" 6-III мощностью 160 л.с. с винтами изменяемого шага V-402.

Первый прототип XL-200 впервые поднялся в небо в апреле 1957 года (лётчик-испытатель Л.Шваб). Заводские испытания проходили с мая по декабрь 1957 года в Куновицах, а с января 1958 года были продолжены в Летнянах. Ещё до окончания лётных испытаний в декабре 1957 года началось изготовление установочной партии из 10 L-200 с моторами "Вальтер-Минор" 6-III и винтами V-406. Один из них был передан на государственные испытания в VZLU, которые проходили с января по май 1958 года. В декабре 1958 года 2 L-200 (в пассажирском и санитарном вариантах) перегнали для испытаний в СССР.

В мае 1959 года начались государственные испытания L-200A, переобрудованный из десятого L-200, но из-за отсутсвия двигателей M-337 (они были установлены только осенью) программа испытаний была сокращена. В июле 1959 года L-200A был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. После завершения испытаний в июле 1960 года L-200A получил сертификат лётной годности. Серийное производство началось во втором полугодии 1959 года. Поставка самолётов заказчикам началась весной 1960 года. Первые L-200A получила чехословацкая авиакомпания "Агролёт".

L-200 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из элеронов и посадочных щитков. На концах крыла установлены дополнительные топливные баки. Хостовое оперение двухкилевое. Для улучшения путевой устойчивости на хвостовой части фюзеляжа установлен небольшой форкиль. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 поршневых рядных 6-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения M-337 (на первых L-200 "Вальтер-Минор" 6-III) с двухлопастными воздушными винтами изменяемого шага V-410. Двигатели установлены на моторных рамах цилиндрами вниз. Доступ в пассажирскую кабину осуществлялся через 2 боковые двери автомобильного типа. На самолёты для СССР устанавливались гидронасос на левый двигатель, противопыльные фильтры, зимнее капотирование силовых установок, радиостанция и радиокомпас, трёхлопастные винты V-506 меньшего диаметра.

Производство L-200 продолжалось до 1964 года. Всего изготовлен 361 самолёт различных модификайи. Более 100 самолётов использовалось у себя на родине в ВВС, аэроклубах "Свазарма", авиакомпании "Чехословацкие авиалинии", в качестве административных на крупных предприятиях ("Шкода", "Мораван" и др.) и государственных организациях. Остальные были поставлены на экспорт в Австралию, Аргентину, Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Египет, Индию, Индонезию, Италию, Кубу, Польшу, Францию, ФРГ, Швейцарию, Швецию, ЮАР, Югославию. Велись переговоры о лицензионном производстве в США, но американцев не устроила цена. На L-200 выполнен ряд дальних перелётов как чехословацкими лётчиками, так и иностранцами.

Большое количество самолётов поступило в СССР ("Аэрофлот" был основным заказчиком самолёта), где они использовались на местных авиалиниях. На L-200D СССР-34407 долгое время по общественным делам летал известный писатель М.А.Шолохов (пилот А.С.Акопов). Массовая эксплуатация L-200 продолжалась до конца 70-х годов. Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор.

Фотографии L-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • XL-200 - прототип. Отличался двигателями "Вальтер-Минор" 6-III с двухлопастными винтами V-402. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт в апреле 1957 года.
  • E-31 - экспериментяльный вертикального взлёта (проект). Отличался одноместной кабиной. Разработан в 1959 году.
  • E-32 - экспериментяльный вертикального взлёта (проект). Отличался одноместной кабиной, высокорасположенным цельноповоротным крылом, францухскими ТВД Турбомека "Астазу-1" мощностью по 400 л.с., однокилевым оперением с балансировочным винтом.
  • E-33 - экспериментяльный укороченного взлёта. Отличался двухместной кабиной, дополнительным двигателем M-108DNK мощностью 325 л.с. для привода нагнетателя, крылом со сдувом пограничного слоя, однокилевым хвостовым оперением. Разработан в 1962 году. Переоборудован из второго прототипа в июле 1964 года. Первый полёт в сентябре 1964 года.
  • L-200 - предсерийный. Отличался винтами V-406. В 1957 году изготовлено 10 самолётов. 2 из них в декабре 1958 года переданы в СССР.
  • L-200 "Либис" - югославский вариант L-200D. Изготовлено 5 самолётов.
  • L-200A - серийный. Отличался двигателями M-337 с винтами V-410 с электромеханическим приводом, удлинёнными мотогондалами, формой килевых шайб. Первый полёт в мае 1959 года. Выпускался со второй половины 1959 года. Изготовлено 139 самолёта. 68 самолётов поставлено в СССР. Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину, Великобританию, Венгрию, Египет, Индию, Италию, Кубу, Польшу, ФРГ, Швейцарию, ЮАР, Югославию. Часть самолётов позже доработана по типу L-200D.
  • L-200B - экспортный вариант L-200A для Великобритании. Отличался составом оборудования.
  • L-200C - доработанный.
  • L-200D - модернизированный. Сертифицирован в апреле 1963 года. В 1963-1964 годах изготовлено 205 самолётов. 113 самолётов поставлено в СССР. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Египет, Индию, Индонезию, Италию, Кубу, Польшу, Францию, Швейцарию, Швецию, Югославию.
  • L-210 (L-201) - опытный с шестиместной кабиной. Отличался двигателями M-338 мощностью по 245 л.с. с винтами V-506, колёсами увеличенного диаметра на основных стойках шасси, отсутствием левой двери, выпуклым задним остеклением кабины без перемычки, трёхместным задним диваном. Переоборудован в феврале 1966 года из L-200D.

Лётно-технические характеристики

L-200A L-200D
Двигатели M-337 M-337
Взлётная мощность, л.с. 2x209 2x209
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

12,325
8,665
2,5
12,325
8,665
2,5
Площадь крыла, м2 17,28 17,28
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1275
1950
1360
2000
Число пассажиров, кг 4 4
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

310
295
310
285
Потолок, м 6200 6200
Дальность полёта максимальная, км 1900 1900
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
-
-
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Сойко Н. Изящная "Морава" Ладислава Смрчека: О воздушном такси L-200 // Крылья Родины. - 2001. - №12. - С. 11-15.
  2. Тарадеев Б.В. Модели-копии самолётов. - М.: "Патриот", 1991. - С. 222.
АОН | На главную