Ка-126

Разработка многоцелевого вертолёта Ка-126 началась в ОКБ им. Н.К.Камова в 1984 году. Он является дальнейшим развитием Ка-26. Для увеличения энерговооружённости было решено вместо поршневых двигателей применить газотурбинные. Первый вариант проекта предполагал установку 2 ГТД в гондолах по бортам фюзеляжа. Но позже было решено установить один ГТД ТВО-100, разработанный в Омском моторостроительном КБ. Конструкция вертолёта была доработана с широким использованием композиционных материалов, улучшена аэродинамика. В 1985 году к работе подключились специалисты румынской фирмы IAR (Intreprinderea Aeronautica Romania), где предполагалось развернуть серийное производство. В начале 1986 года был построен натурный стенд для отработки систем вертолёта. В 1987 году в воздух поднялся первый прототип Ка-126. В 1988 году были изготовлены 4 предсерийных вертолёта: 1 в СССР (первый полёт 19 октября 1988 года) и 3 в Румынии (первый полёт 31 декабря 1988 года). Серийное производство началось в 1991 году на заводе фирмы IAR в городе Брашов. Предполагалось также производство на вертолётном заводе в Улан-Удэ.

Ка-126 построен по по соосной схеме с двумя трёхлопастные несущими винтами противоположного вращения. Фюзеляж выполнен в виде летающего шасси с центральным отсеком прямоугольной формы, к которому спереди крепится кабина экипажа, а сзади две хвостовые балки, несущие горизонтальное оперение. Вертикальное оперение двухкилевое (форма килей изменена по сравнению с Ка-26). Для провышения путевой устойчивости кили установлены под углом 15,5° к продольной оси. Шасси неубирающееся, четырёхопорное. Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя ТВО-100 с двухступенчатым планетарным главным редуктором ВР-128М, расположенных в верхней части фюзеляжа. В систему трансмиссии включён инерциальный накопитель энергии с 2 маховиками противоположного вращения (24800 об/мин.), обеспечивающий возможность продолжения полёта в течение 40 с при аварии двигателя. Запас топлива расположен в 3 топливных баках (2 передних, 1 задний). Предусмотрена подвеска 2 ПТБ по 160 л. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления, оборудована системой очистки воздуха с центробежным сепаратором-нагнетателем, создающим в кабине избыточное давление, и фильтром поглотителем. Предусмотрена возможность установки второго комплекта управления. Система управления вертолётом бустерная, с механической жёсткой проводкой и гидроусилителями. Лопасти несущих винтов снабжены электрической противооблединительной системой. Подвеское оборудование аналогично таковому для Ка-26.

Всего изготовлено 15 вертолётов Ми-126. Дальнейшим развитием конструкции стал двухдвигательный вертолёт Ка-226.

Модификации вертолёта:

  • Ка-126 - прототип. Первый полёт в 1987 году.
  • IAR Ка-126 - серийный румынской сборки. В 1991 году изготовлено 10 вертолётов.
  • Ка-128 - с французским двигателем Турбомека "Ариэль" 1D1.
  • Ка-226 - с 2 ГТД АИ-450 или Аллисон 250-C20B. Первый полёт 4 сентября 1997 года.

Лётно-технические характеристики

Ка-126 Ка-128
Двигатель ТВО-100 "Ариэль" 1D1
Взлётная мощность, э.л.с. 720 722
Диаметр несущих винтов, м 13 13
Габариты, м:

длина фюзеляжа
ширина
высота

7,75
3,224
4,15
7,75
3,224
4,15
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
3000
-
-
3000
-
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 1000 1000
Запас топлива, л 630 630
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

190
170
200
190
Максимальная скороподъёмность, м/с 8,0 8,0
Потолок, м:

статический
динамический

1000
4650
1600
5670
Дальность полёта максимальная, км 660 710
Максимальная продолжительность полёта, ч. 5,3 5,3
Экипаж, чел. 1-2 1-2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 118.
  2. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 93-95.
Вертолёты | На главную