Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта DHC-8
(первоначально проект обозначался "Дэш X") началась в КБ фирмы "Де-Хевиленд
Канада" в 1980 году. За основу конструкции был взят 50-местный самолёт DHC-7.
Была изменена конструкция крыла, фюзеляж укорочен. К лету 1983 года был
изготовлен первый прототип. 20 июня он впервые поднялся в воздух. После
завершения испытаний в конце сентября 1984 года на самолёт был получен
сертификат типа. Затем он был сертифицирован в США по нормам FAA. 8 мая 1997
года "Дэш-8-100" сертифицирован в России.
Серийное производство "Дэш-8" началось в 1984 году. В октябре того же
года первые самолёты были поставлены заказчикам.
DHC-8 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего высокоплана
с Т-образным оперением. Фюзеляж типа полумонокок кругого сечения (диаметр 2,69 м).
Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой
стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД РW120 (позже PW121, PW123, PW150)
фирмы "Прэтт-Уитни Канада" с четырёхлопастными воздушными винтами изменяемого
шага диаметром 3,96 м (на DHC-8-400 - 4,11 м). Кабина пилотов оснащена цифровым
комплексом авионики SPZ-8000 американской фирмы "Ханиуэлл" с цветными
многофункциональными дисплеями.
Семейство самолётов "Дэш-8" отличает возможность базирования на грунтовых
аэродромах и низкий уровень шума в салоне.
Поставляется на экспорт в Австралию, Австрию, Великобританию, Италию, США,
Францию, ФРГ, Швецию, Японию. С ноября 2002 года самолёты DHC-8-102 эксплуатируются
российской авиакомпанией "Сахалинские авиатрассы".
Модификации самолёта:
-
DHC-8-100 - первый серийный вариант.
-
DHC-8-100A - с двигателями PW120A. В 1984-1992 годах изготовлено 297 самолётов.
-
DHC-8-100B - с двигателями PW121A. В 1992-1996 годах изготовлено 460 самолётов.
-
DHC-8-102.
-
DHC-8-103.
-
DHC-8-106.
-
DHC-8-200 - модернизированный. Отличается силовой установкой от DHC-8-300.
Разработан в 1992 году. Выпускается с 1995 года.
-
DHC-8-200A - с двигателями PW123C.
-
DHC-8-200B - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123D.
-
DHC-8-201.
-
DHC-8-202.
-
DHC-8-300 - с удлинённым на 3,43 м фюзеляжем. Отличается двигателями PW123,
крылом увеличенного размаха, усиленным шасси. Первый полёт 15 мая 1987 года.
Выпускался в 1988-1990 годах.
-
DHC-8-300A - с увеличенной взлётной массой. Отличается двигателями PW123A.
Выпускаелся в 1990-1992 годах.
-
DHC-8-300B - с двигателями PW123B мощностью 2500 л.с. Выпускается с 1992 года.
-
DHC-8-300E - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями
PW123E, уменьшенной взлётной массой.
-
DHC-8-301.
-
DHC-8-311.
-
DHC-8-314.
-
DHC-8-315.
-
DHC-8-400 - с удлинённым на 5,76 м фюзеляжем. Разработан в 1990-1995 годах
совместно с фирмой "Мицубиси" (Япония). Первый полёт в декабре 1997.
-
DHC-8M - самолёт для подготовки штурманов на базе DHC-8-100. Изготовлено 6
самолётов для ВВС Канады.
-
CC-142 - военно-транспортный.
-
E-9 - самолёт слежения за ракетами. Разработан фирмой "Боинг" (США).
Лётно-технические характеристики
|
100B |
200B |
300A |
400 |
Двигатели |
РW121A |
РW123D |
РW123A |
РW150A |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2150 |
2х2380 |
2х2380 |
2х4830 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
25,91
22,25
7,49 |
25,91
22,25
7,49 |
27,43
25,68
7,49 |
28,42
33,0
8,3 |
Площадь крыла, м2 |
54,35 |
54,35 |
56,21 |
63,10 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
10270
16460 |
10400
16460 |
11660
18640 |
16530
28690 |
Запас толплива, кг |
3160 |
3160 |
3160 |
6760 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
4200 |
4110 |
5800 |
8500 |
Число пассажиров, чел. |
37-39 |
37-39 |
50-56 |
70-78 |
Крейсерская скорость, км/ч |
490 |
545 |
530 |
650 |
Дальность полёта с полной нагрузкой, км |
1520 |
1730 |
1530 |
2430 |
Практический отолок, м |
7600 |
7600 |
7600 |
8200 |
Длина разбега, м
пробега |
900
900 |
900
900 |
1100
1100 |
1355
1320 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 29-33.
|