Разработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта Ми-26 началась в ЗМКБ "Прогресс" в 1972 году под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36. Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском ПО "Моторостроитель" в 1982 году. Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного 13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей (из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления температурой газа, электронная система управления скоростью ротора свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР. Серийное производство Д-136 продолжается. К настоящему времени изготовлено 470 двигателей. Капитальный ремонт осуществляется на 695 АРЗ (г. Арамиль). Технические характеристики
Литература
|