Разработка лёгкого гидросамолёта Бе-103 началась в начале 90-х годов в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева в инициативном порядке. Работы возглавил главный конструктор В.Ф.Пономарёв (позже его сменил Н.А.Лавро). Целью проекта было создать многоцелевую амфибию для использования на местных авиалиниях и заодно отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжёлых (до 500 т) гидросамолётов. Особенностью проекта было применение низкорасположенного, водоизмещающего и глиссирующего крыла. Такая компоновка давала существенный выигрыш в устойчивости движения по воде на взлётно-посадочных режимах и в увеличении подъёмной силы крыла за счёт экранного эффекта. Первоначально самолёт должен был иметь Т-образное оперение и трёхопорное шасси с хвостовой стойкой. Прорабатывались одно- и двухдвигательные арианты силовоё установки (с использованием отечественного двигателя М-17). Но в процессе проектирования остановились на варианте с носовой стойкой шасси, цельноповоротным оперением и 2 американскими двигателями TCM-10-360ES4. Серьёзной проблемой в период всеобщего спада производства и нарушения налаженных хозяйственных связей стал поиск завода для серийного производства. Первоначально планировался авиазавод в Луховицах, но в силу ряда обстоятельств этим планам не суждено было сбыться. В 1994 году совместно с Комсомольским-на-Амуре авиационно-производственным объединением им. Ю.А.Гагарина и внешнеторговым объединением "Машиноэкспорт" было создано совместное акционерное общество "Таком-Авиа". В начале 1995 года было принято окончательное решение о строительстве самолёта на КнААПО. В июле 1995 года на завод был передан полный комплект чертежей и началось изготовление 4 прототипов (2 лётных и 2 для статических исытаний). Первый лётный экземпляр был впервые показан на международной выставке "Геленджик-96" в сентябре 1996 года. 15 июля 1997 года в Таганроге лётчик-испытатель В.Н.Ульянов совершил на нём первый полёт. 24 апреля 1998 года лётчик-испытатель В.П.Дубенский впервые осуществил на Бе-103 взлёт с воды. Испытания продолжались до 2001 года. 26 декабря 2001 года на Бе-103 был получен сертификат типа. Серийное производство началось в 1998 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В марте 2003 года самолёт получил наименование "Бекас". Бе-103 представляет собой моноплан с низкорасположенным водоизмещающим крылом. Крыло трапециевидное в плане с корневыми наплывами. Для обеспечения непотопляемости крыло разделено водонепроницаемыми переборками на отсеки. Горизонтальное оперение - цельноповоротное, расположено на киле. Конструкция лодки клёпаная, выполнена из алюминиевых сплавов с обеспечением мер антикоррозийной защиты и из композиционных материалов. Шасси самолёта трёхопорное с носовым колесом. Силовая установка состоит из 2 поршневых 6-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения. TCM-10-360ES4 с трёхлопастными реверсивными винтами изменяемого шага, расположенных на пилонах по бокам фюзеляжа. Предусмотрена установка роторно-поршневых двигателей ВАЗ-4262. Состав бортового оборудования обеспечивает полёты самолёта в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Самолёт комплектуется спасательными жилетами для пилота и пассажиров. На Бе-103 реализована концепция глиссирования самолёта на трёх точках: редане лодки и задних кромках центроплана крыла, за счёт чего повышаются мореходные характеристики машины. Самолёт может эксплуатироваться на водоёмах глубиной более 1,5 м и размером более 600 м при высоте волны до 0,6 м, а также с грунтовых аэродромов. Самолёт рассчитан на перевозку 4-5 пассажиров или 385 кг груза. Кроме грузопассажирского предусмотрены варианты применения: санитарный, экологического контроля акваторий, противопожарного контроля лесов, сельскохозяйственный, разведывательный, а при установке вооружения - боевой. На 2004 год выпущено 15 самолётов. Поставляется на экспорт в Китай и США. Бе-103 сертифицирован в Бразилии, Китае и США. Ведётся сертификация в Канаде. Модификации самолёта
Лётно-технические характеристики
Литература
|