Разработка многоцелевого вертолёта AB139 началась в итальянской фирме "Агуста" совместно с американской "Белл" для замены AB412. Несущая система и силовая установка взяты от вертолёта A129. По сравнению с предыдущими моделями фирмы сокращено количество узлов и деталей, облегчён доступ к системам для их обслуживания, прменена комплексная авионика. Первый полёт прототипа состоялся 3 февраля 2001 года. Серийное производство на заводе в Верджиате началось в ноябре 2001 года. Фюзеляж и хвостовое оперение изготавливается в Польше, двигатели - в Канаде, шасси и кондиционеры - в Германии, привод рулевого винта - в Великобритании, элементы трансмиссии - в Японии. Заводские и сертификационные испытания АB139 закончились летом 2003 года. Европейский сертификат лётной годности выдан 20 июня 2003 года, американский - 20 декабря 2004 года. Когда фирма "Белл" в декабре 2005 года вышла из проекта, обозначение вертолёта сменилось на AW139. В 2007 году для продвижения на американский рынок в Филадельфии открыт второй завод. Для производства в России корпорация "Вертолёты России" и фирма "АгустаУэстленд" в сентябре 2009 года создали совместное предприятие ЗАО "ХелиВерт". В июне 2010 года в подмосковном Томилино был заложен сборочный завод. 21 октября 2010 года Авиарегистром МАК выдан российский сертификат. В июне 2011 года заключено лицензионное соглашение и генеральное соглашение о поставке деталей. В январе-марте 2012 года специалисты "ХелиВерт" прошли обучение в Италии. В мае 2012 года завод был пущен в строй. В июне-июле поступила первая партия деталей и агрегатов, из которых началась сборка первых двух вертолётов AW139. Первый полёт вертолёта российской сборки состоялся 19 декабря 2012 года. В 2013 году он демонстрировался на выставке HeliRussia и на МАКСе. AW139 представяет собой вертолёт классической схемы так называаемого "промежуточного класса". Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей Прэтт-Уитни-Канада PT6C-67C. Несущий винт пятилопастный, рулевой - четырёхлопастный. Лопасти винтов выполнены из композитных материалов, к втулке крепятся при помощи эластомерных подшипников. Энерговооружённость позволяет летать с полной массой на одном двигателе. Запас топлива размещается в протектированных баках в хвостовой части фюзеляжа. В грузовой кабине может устанавливаться дополнительный топливный бак на 500 л. Устойчивую работу силовой установки обеспечивают противообледенительная система и пылезащитные устройства воздухозаборников. На вертолёте установлена интегрированная система авионики фирмы "Хонивел Примус Эпик", цифровая АСУ ЛА по 4 осям, цмифровая система управления двигателем. Кабина пилотов оснащена 4 цветными ЖК-дисплеями. В грузовой кабине могут размещаться до 15 человек. В санитарном варианте - 4 носилок и 4 сопровождающих. Багажный отсек имеет доступ из кабины и снаружи. Кроме транспортного варианта, вертолёт активно применяется в качестве аварийно-спасательного в Береговой охране, для доставки на суда портовых лоцманов, снабжения нефтяных платформ, в пожарной охране, полиции и армии. Первым коммерческим эксплуатантом AW139 в России стала авиакомпания "UTAir". 2 вертолёта эксплуатируются в правительственном авиаотряде "Россия". По состоянию на сентябрь 2014 года в России в эксплуатации находилось 19 вертолётов. На середину 2014 года выпущено более 700 вертолётов семейства AW139. Поставляется на экспорт в Австралию, Азербайджан, Великобританию, Индию, Ирландию, Испанию, Канаду, Катар, Китай, Малайзию, Мальту, Намибию, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, ОАЭ, Оман, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, США, Украину, Финляндию, Эстонию, ЮАР, Южную Корею, Японию. Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|