Авиатика-890

Разработка сверхлёгкого самолёта МАИ-89 началась в КБ экспериментального самолётостроения МАИ под руководством К.Жидовецкого в 1987 году. Он должен был сочетать в себе качества ультралайтов и лёгких самолётов традиционной конструкции. Предназначался для тренировочных полётов, авиатуризма, патрулирования, аэрофотосъёмки, геовидеомониторинга земной поверхности и т.д. Первый полёт прототипа состоялся в 1989 году в Жуковском (лётчик-испытатель Л.Лобас). В 1991 году началось его серийное производство на авиазаводе МАПО им. П.В.Дементьева под обозначением "Авиатика-890". В декабре 1999 года получен сертификат типа.

"Авиатика-890" построен по аэродинамической схеме биплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые и титановые сплавы, легированная сталь). Фюзеляж имеет балочную конструкцию из труб. Крылья однолонжеронные, имеют штампованные нервюры и полотняную обшивку. Нижнее крыло снабжено элеронами. Кабина закрытая с остеклением из оргстекла и двумя дверями. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Сзади кабина зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией (часть самолётов изготавливается без задней стенки). Шасси неубирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки шасси рессорного типа. Все колёса имеют пневматики одного размера. Предусмотрена установка лыжного или поплавкового шасси. Силовая установка состоит из поршневого двухтактного двухцилиндрового двигателя воздушного охлаждения Ротакс-503UL с двухлопастным толкающим воздушным винтом ВВ-89А-2. Может устанавливаться двухтактный двухцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Ротакс-582UL или четырёхтактный четёрхцилиндровый Ротакс-912ULS с винтом ВВ-98E-11. Запас топлива размещён в 2 топливных баках ёмкостью по 25 л, установленных в консолях верхнего крыла. Предусмотрена подвеска ПТБ на 55 л. На самолёте пpедусмотpена возможность пpименения паpашютной системы спасения с баллистическим вводом.

Самолёт отличает простота конструкции, компактность, мобильность, высокая экономичность эксплуатации. Благодаря простоте пилотирования доступен даже начинающим пилотам. В августе 1990 года на "Авиатике-890" М.Марковым установлен мировой рекорд скороподъёмности на высоту 3000 м. Самолёт участвовал в чемпионатах по СЛА в Венгрии, Италии, ФРГ.

К 2003 году уже изготовлено более 400 самолётов "Авиатика-890" всех модификаций. Самолёт сертифицирован во Франции и ЮАР. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Малайзию, Филиппины, ЮАР.

Модификации самолёта:

  • МАИ-89 - прототип.
  • "Авиатика-890" - серийный.
  • "Авиатика-890А" - автожир.
  • "Авиатика-890СХ" - сельскохозяйственный. Отличается двигателем Ротакс-912ULS, закрытой кабиной, распылителем ядохимикатов, увеличенным до 100 л запасом топлива. Сертифицирован в 2002 году.
  • "Авиатика-890У" - учебный. Отличается двухместной кабиной. Выпускается с 1992 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатель Ротакс-503UL
Взлётная мощность, л.с. 50
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

8,11
5,32
2,25
Площадь крыла, м2 14,29
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

226
350
Запас топлива, кг 37
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 100
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная

115
90-110
60-65
60-65
Скороподъёмность, м/с 3,5
Эксплуатационные перегрузки:

положительная
отрицательная

5
2,5
Практический потолок, м 3500
Практическая дальность полёта, км 250
Продолжительность полёта, ч. 2,5
Длина разбега, м

пробега, м

90
85
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Андрюшков А. Пока - только "Авиатика" // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 23.
  2. Берне Л.П. Как делают "Авиатику" // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 19-21.
  3. Болотин А. "Авиатика" МАИ-890: богатая родословная // Крылья Родины. - 1992. - №5. - С. 25-26.
  4. Жидовецкий К. Облик конверсии: "МАИ-89" // Крылья Родины. - 1991. - №12. - С. 1-3.
  5. Матвиенко А., Макаров Ю. Летательные аппараты МАИ // Техника - молодёжи. - 2006. - №2. - С. 14-16.
  6. Two-seater Multi-purpose Airplane "Aviatika-MAI-890U" // Крылья Родины. - 1992. - №11.
АОН | На главную