Атрибутика ВВС СССР

Флаг ВВС

Флаг утверждён ЦИК и СНК СССР в 1924 году как аэродромный флаг авиационных отрядов и соединений. Постановлением СМ СССР от 15 мая 1967 года утверждён официальным флагом ВВС.

Флаг ВВС представляет собой голубое поле с пропорциями 3х2. На центрально поперечной оси на расстоянии 1/3 от верхнего края помещено изображение Солнца с 14 расходящимися лучами. Ширина лучей у круга раавна 1/24, а у кромок - 1/12 ширины флага. На фоне солнца изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом жёлтого цвета. Лучи звезды должны вписываться в круг диаметром 2/3 от диаметра Солнца. В центре флага горизонтально расположен чёрный пропеллер. Кольцо пропеллера имеет радиус равный 1/16 ширины флага. Лопасти оканчиваются на расстоянии 1/6 ширины флага от центральной оси. Наибольшая ширина лопасти составляет 3/4 радиуса кольца. Звезда поддерживается крыльями белого цвета, опирающимися на кольцо пропеллера. Размах крыльев равен 7 радиусам жёлтого круга, промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга. На стороне, противоположной от древка, имеется бахрома золотого цвета.

В соответствии с Постановлением от 15.05.1967 Флаг ВВС поднимался (выставлялся) в следующих случаях:

  • в дни государственных и революционных праздников;
  • в День Советской Армии и Военно-Морского Флота;
  • в День Воздушного Флота СССР;
  • в дни годовых праздников, установленных частям и соединениям в ознаменование дня их сформирования;
  • на аэродромах во время производства полётов.

В праздничные дни флаг Военно-Воздушных Сил выставлялся на зданиях учреждений и заведений ВВС, штабов частей и соединений вместе с Государственным флагом СССР, при этом размеры флага ВВС не должны превышать размеров Государственного флага СССР.

При производстве дневных полётов на аэродромах авиации Вооруженных Сил СССР флаг поднимался на время полётов на флагштоке, устанавливаемом в районе КДП (СКП), и опускается после окончания полётов.

В дни государственных и революционных, а также воинских праздников флаг Военно-Воздушных Сил использовался для оформления и убранства внутренних помещений Домов офицеров, клубов и конференцзалов при проведении торжественных заседаний и собраний личного состава.

Флаг Военно-Воздушных Сил может использоваться постоянно для оформления выставок, посвящённых боевому пути Военно-Воздушных Сил, организуемых в штабах, в Домах офицеров и комнатах боевой славы.

Эмблема ВВС

Эмблема лётного состава представляет собой перекрещенные пропеллер и крылья. Эмблема технического состава отличается формой крыльев. В центре эмблемы находится красная пятиконечная звезда на фоне поршневого звездообразного мотора.

Опознавательный знак военных самолётов

Опозновательным знаком военных самолётов России является красная пятиконечная звезда с белой и красной каймой. Опознавательный знак наносится на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, на вертикальное оперение и боковые стороны хвостовой части фюзеляжа.

Авиамарш

Слова П.Германа
Музыка Ю.Хайта


Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца пламенный мотор.

Припев:
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полёт,
Мы сознаём, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот.
Припев
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет.
И верьте нам: на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ.
Припев
Фонограмма (MP3, 1826944 байт)
Инструментальный вариант (MP3, 1188086 байт)

День авиации

28 апреля 1933 года СНК СССР постановил в честь выдающихся достижений учёных, авиаконструкторов, лётного и технического состава ВВС в деле укрепления обороноспособности Советского государства учредить праздник "День Воздушного Флота СССР (День авиации)". Дата празднования - 18 августа. С 1975 года праздник отмечался в третье воскресенье августа. В сентябре 1992 года праздник переименован в "День Воздушного Флота РФ".

Авиационная гвардия

Во время Великой Отечественной войны части, корабли, соединения и объединеия Вооружённых Сил СССР за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в боях, стали преобразовываться в гвардейские. Гвардейским частям вручались особые гвардейские знамёна (утверждены приказами НКО СССР №308 от 18.09.1941 и НК ВМФ №10 от 18.01.1942, для корпусов и армий знамёна введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.06.1943 и объявлены приказом НКО СССР №232 от 16.06.1943). Для военнослужащих 21 мая 1942 года введены гвардейские звания и нагрудный знак "Гвардия".

Днём рождения авиационой гвардии считается 6 декабря 1941 года. В тот день первые 6 авиационных полков, отличившихся в оборонительных боях под Москвой и Ленинградом получили звания гвардейски: 29 истребительный, 526 истребительный, 155 истребительный, 31 бомбардировочный, 129 истребительный, 215 штурмовой стали соответсвенно 1, 2, 3, 4, 5 и 6 гвардейскими. Гвардейские полки переводились на трёхэскадрильный состав (в то время полки были двухэскадрильными), полностью укомплектовывались самолётами, личному составу устанавливались повышенные оклады, запрещался перевод личного состава в другие части без разрешения командующего ВВС.

До конца войны (сентябрь 1945 года) гвардейскими стали 15 отдельных эскадрилий, 247 полков, 53 дивизии и 14 корпусов. В мирное время преобразование частей, соединений и объединений в гвардейские не производится. Однако в целях сохранения боевых традиций гвардейские наименования при расформировании могуд передаваться другим частям, соединениям и объединениям.

Почётные звания

Заслуженный военный лётчик СССР
Звание учреждено 26 января 1965 года. Присвалось Президиумом Верховного Совета СССР лётному составу ВВС, авиации ВМФ и Войск ПВО СССР, имеющему квалификацию военного лётчика 1 класса или военного лётчика-инструктора 1 класса, за особые заслуги в освоении военной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в военной авиации.
Заслуженный военный штурман СССР
Звание учреждено 26 января 1965 года. Присвалось Президиумом Верховного Совета СССР штурманскому составу ВВС, авиации ВМФ и Войск ПВО СССР, имеющему квалификацию военного штурмана 1 класса, за особые заслуги в освоении военной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в военной авиации.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Звание учреждено 14 августа 1958 года. Присвалось Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую лётную работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.
Заслуженный штурман-испытатель СССР
Звание учреждено 14 августа 1958 года. Присвалось Президиумом Верховного Совета СССР штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую лётную работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.

Лицам, удостоенным почётного звания вручалась Грамота Президиума ВС СССР и нагрудный знак установленного образца. В настоящее время в Российской Федерации существуют аналогичные почётные звания. Нагрудные знаки отличаются трёхцветными муаровыми менточками и надписью Россия вместо СССР.

На главную