АПА-5 АПА-5Д

Аэродромный пусковой агрегат АПА-5 (АПА-4ГМ) разработан на шасси Урал-375Е. Является дальнейшим развитием АПА-4Г. Серийное производство организовано в 1972 году на Жуковском машиностроительном заводе и киевском заводе "Стройдормаш".

АПА-5 предназначен для электростартерного запуска (одиночного и группового) авиационных двигателей и питания бортовых электрических систем ЛА в наземных условиях.

На раме базового автомобиля смонтирован кузов, в котором смонтированы двухколлекторный генератор постоянного тока смешанного возбуждения ПР-600x2 (28,5 В), 2 аккумуляторные батареи 12-АСА-145 (монтируются на выдвижной раме), 8-полюсный синхронный бесщёточный генератор переменного трёхфазного тока ГТ40П46 или ГТ60ПЧ8АТВ (208 В 400 Гц), трансформатор ТС315СО4Б. По бокам кузова смонтированы 2 консольные поворотные стрелы для подачи и укладки кабелей. Источником механической энергии является двигатель автомобиля. Крутящий момент передаётся через коробку отбора мощности с помощью карданного вала к раздаточной коробке. Привод генераторов осуществляется от соответствующих валов раздаточной коробки. Для охлаждения генератора во время работы в кузове имеется вентилятор. Частота переменного тока поддерживается в требуемых пределах с помощью блока стабилизации частоты. Стабилизацию напряжения генератора ГТ40П46 обеспечивает блок регулирования напряженя БРН-208М7А (смонтирован в кузове над генератором постоянного тока). Преобразование постоянного тока в однофазный переменный (120 В 400 Гц) обеспечивается электромашинным преобразователем. Понижение напряжения до 37 В осуществляется 2 силовыми трансформаторами Т-1,5/0,2. Пульт управления электрооборудованием и рычаг управления раздаточной коробки установлены в кабине водителя. Регулирование подачи топлива в двигатель автомобиля в зависимости от потребляемой мощности осуществляется автоматически при помощи смонтированных на нём электромагнитных регуляторов. Для обеспечения связи в пределах аэродрома в кабине на задней стенке смонтирована радиостанция. Передний бампер автомобиля оснащён дополнительным сцепным устройством для буксировки ЛА.

АПА-5 работает следующим образом. Он устанавливается вблизи обслуживаемого ЛА таким образом, чтобы обеспечить наибольшую безопасность в процессе обслуживания. Электрические системы заземляются. Затем включается стояночный тормоз и отключается сцепление. На панели управления электроагрегатом выставляется режим работы. Затем включается четвёртая передача, обеспечивающая включение приводов генераторов. Педалью газа полностью открывается дроссельная заслонка и фиксируется в этом положении защёлкой. Наличие тока контролируется по амперметру. После подготовки электроагрегата к работе подключают кабели к разъёмам ЛА. В режиме группового запуска к агрегату могут подключаться два самолёта.

Модификации автомобиля:

  • АПА-5 (АПА-4ГМ) - базовый на шасси Урал-375Е.
  • АПА-5Д - на шасси Урал-4320.
  • АПА-5ДМ - модернизированный.

Технические харктеристики (АПА-5)

Габариты, мм:

длина
ширина
высота по кабине

7500
2580
2740
База, мм 3525+1400
Колея, мм 2000
Дорожный просвет, мм 400
Радиус поворота, м 10,8
Полная масса, кг 10660
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЗиЛ-375
8
6959
6,5
180
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 14,00-20"
Запас топлива, л 300+60
Скорость максимальная, км/ч 75
Запас хода, км 750
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м 15
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 46

Литература

  1. Авиационная наземная техника / В.Е.Канарчук, Г.Н.Гелетуха, В.В.Запорожец и др.; Под ред. В.Е.Канарчука. - М.: "Транспорт", 1989. - С. 28-41.
  2. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 154-157.
Аэродромная техника | На главную