В середине 1975 года конструкторы консорциума "Эйрбас Индастри" начали предварительную проработку проекта пассажирского самолёта A-310B10. Он представлял собой вариант A-300B4 с укороченным фюзеляжем. В июле 1978 года консорциум официально начал работы по программе A-310. Одновременно разрабатывались два варианта лайнера: A-310-100 с дальностью полёта 3700 км и A-310-200 с дальностью полёта 5500 км. К первому авиакомпании интереса не проявили, поэтому все усилия были сосредоточены на втором. 1982 году завершилось изготовление первого прототипа с двигателями Прэтт-Уитни JT9D-7R4. 3 апреля он впервые поднялся в воздух. В августе того же года совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик CF6-80A. В марте 1983 года самолёт был сертифицирован во Франции и ФРГ, а в апреле началась его регулярная эксплуатация. В январе 1984 года самолёт получил сертификат в Великобритании, в феврале 1985 года - в США. В марте 1983 года, сразу после начала производства A-310-200, концерн приступил к разработке дальнемагистрального A-310-300. Основное его отличие заключалось в дополнительном топливном баке на 6100 л, расположенном в горизонтальном оперении. Для сохранения балансировки в полёте применена автоматизированная система перекачки топлива. Прототип с двигателями Прэтт-Уитни JT9D-7R4 впервые поднялся в небо 8 июля 1985 года. В сентябре совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик CF6-80C2. В декабре на A-310-300 получен сертификат типа. В том же месяце первый самолёт получила швейцарская авиакомпания "Свиссэйр". А-310 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 5,64 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На A-310-300 (с 1986 года и на A-310-200) на концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Вертикальное оперение стреловидное, выполнено из углепластика. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Тормозные колёса шасси изготовлены из композиционного материала. Силовая установка состоит из 2 ТРДД PW4156 (CF6-80C2A8), расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS и цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 4 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона. Всего изготовлено более 260 самолётов семейства A-310. Поставлялся авиакомпаниям Великобритании, Иордании, Китая, Франции, ФРГ, Чехии, Швейцарии. Несколько самолётов используются в качестве транспортных в ВВС Канады, Таиланда, ФРГ и Франции. В октябре 1991 года A-310-300 был сертифицирован Авиарегистром РФ. Начиная с 1992 года он эксплуатируется в российских аиакомпаниях "Аэрофлот", "Даймонд Саха", "Сибирь", "Трансаэро". Кроме России имеется также в Армении, Казахстана и Узбекистана. Фотографии A-310 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|