Разработка шестиствольной 30-мм пушку АО-18 для корабельной установки АК-630 началась в Тульском КБ приборостроения в соответсвии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 июня 1963 года. Работы возглавил В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Одновременно с пушкой разрабатывался и новый патрон с повышенной баллистикой и увеличенным зарядом пороха. Заводские испытания состоялись в 1964-1966 годах. Серийное производство организовано в 1974 году на Тульском машиностроительном заводе. Принята на вооружение Приказом МО СССР от 6 января 1976 года. На базе АО-18 была разработана авиационная пушка АО-18А (ТКБ-635), отличавшаяся отсутствием громозкой жидкостной системы принудительного охлаждения стволов, за счёт чего удалось значительно снизить массу (на 60 кг). Темп стрельбы предполагалось увеличить до 6000 выст./мин., но из-за технических трудностей его было решено оставить как у корабельного варианта. Технический проект был утверждён в марте 1971 года. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-30 (индекс ГРАУ 9А621). Пушка ГШ-6-30 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пневмостартером. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Пушки первых серий обладали рядом дефектов, но в ходе доработок они постепенно устранялись. Модернизация газового двигателя позволила увеличить длину непрерывной очереди со 150 до 300 выстрелов. В настоящее время это самая скорострельная 30-мм пушка в мире. Модификации:
Технические характеристики
Источники
|