Злин-326B

Спортивно-тренировочный самолёт "Злин-26" разработан в 1946 году в КБ чехословацкой фирмы "Мораван" под руководством К.Томеша. Для обеспечения необходимой устойчивости и необходимой полётной центровки применено крыло со стреловидной передней кромкой и прямой задней. Самолёт успешно прошёл испытания и был запущен в серийное производство.

"Злин" построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменный из стальных труб, обтянутый полотном. Крыло однолонжеронное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состяла из элеронов и посадочного щитка с ручным приводом. На "Злин-26" крыло имело деревянную конструкцию, начиная с "Злин-126" - металлическую. Шасси трёхопорное с хвоствым колесом, начиная с "Злин-326" - убирающееся (привод электрический). Силовая установка состоит из поршневого 4-цилиндрового (начиная с "Злин-226" - 6-цилиндрового) рядного двигателя воздушного охлаждения Вальтер "Минор" с двухлопастным деревянным винтом постоянного (на "Злин-526" изменяемого) шага. У двухместных модификаций управление самолётом спаренное.

"Злин" стал одним из удачных и самых распространённых в мире учебно-спортивных самолётов. Он отличался простотой обслуживания. Ресурс отдельных экземпляров превышал 3000 лётных часов. Долгое время он был одним из немногих пилотажных самолётов, способных выполнять обратный пилотаж. До середины 70-х годов он был непременным участником всех чемпионатов мира по высшему пилотажу. Спортсмены неоднократно завоёвывали на нём призовые места.

"Злины" поставлялись на экспорт в Австралию, США, многие страны Азии и Африки. Двухместные "Злин-226" и -326 поставлялись в СССР, где применялись во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились чемпионаты СССР. На них начинали осваивать высший пилотаж такие спортсмены, как В.Мартемьянов, И.Егоров, В.Лецко, ставшие затем абсолютными чемпионами мира.

Фотографии Злин-326 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Злин-26 "Тренер" - первый вариант. Отличался деревянным крылом и оперением, неубирающемся шасси, двигателем "Минор 4-111" мощностью 105 л.с. Выпускался в 1947-1953 годах.
  • Злин-126 "Тренер-2" - модернизированный. Отличался металлическим крылом и оперением. Выпускался с 1953 года.
  • Злин-226 - с 6-цилиндровым двигателем Вальтер "Минор 6-111".
  • Злин-326 - с убирающимся шасси.
  • Злин-526 - в воздушным винтом изменяемого шага.
  • Злин-726 - модернизированный. Разработан в 70-х годах. Серийно не выпускался, т.к. в это время появился Як-52.

Лётно-технические характеристики (Злин-326)

Двигатель "Минор 6-111"
Взлётная мощность, л.с. 160
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,60
7,82
-
Площадь крыла, м2 15,45
Масса, кг

пустого
взлётная нормальная

650
910
Запас топлива, кг 100
Скорость максимальная, км/ч 243
Скороподъёмность у земли, м/с 4,4
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

6
3
Практический потолок, м 4750
Дальность полёта, км 580
Длина разбега, м

пробега, м

250
165
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Петров В. Злин-326. // Крылья Родины. - 1985. - №11. - С. 34-35.
Спортивные | На главную