Учебная Х-66

С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения - управляемых авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым опозданием после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году.

Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ "Звезда") выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 ("изделие 66") велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Для сокращения сроков проектирования были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. В сентябре того же года начались испытания ракеты на самолёте МиГ-21. После устранения выявленных недостатков завод №455 приступил к серийному производству. Ракета принята на вооружение в 1968 году.

Х-66 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть комбинированная: состояла из кумулятивной головки и осколочно-фугасной основной части. Силовая установка состояла из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществлялся от баллона со сжатым воздухом (заполнялся на заводе-изготовителе до 400 ата). Электропитание систем осуществлялось от ампульной батареи, электролит в которую поступал в момент пуска ракеты. Применялась с подкрыльевых пусковых устроств АПУ-68У. Система наведения радиокомандная по радиолучу по методу трёх точек. Для наведения ракеты использовалась самолётная станция наведения РП-21 (РП-21М).

Х-66 могла применяться только с пикирования. После пуска ракеты маршевый двигатель сначала разгонял её до 440 м/с, а затем переходит на маршевый режим (форма пороховой шашки двигателя была подобрана так, что по мере выгорания топлива поверхность горения уменьшалась). Гироскопы системы управления сначала стабилизировали ракету по крену движениями элеронов. Затем система управления переходила в режим наведения, парируя рулями отклонения от радиолуча по сигналам измерительных потениометров (траектория полёта была практически прямой). Предусматривалась возможность пуска двух ракет залпом (во избежание столкновения с направляющих они сходили с интервалом 0,4-0,6 с).

Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели. Её пуск и наведение усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления ею).

Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС. На её базе разработана ракета Х-23.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

3631
275
811
Стартовая масса, кг 278
Масса боевой части, кг 103
Скорость максимальная, км/ч 2340
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

8-10
3
Время управляемого полёта, с 20
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 550-1500
Диапазон высот применения, м 100-5000

Литература

  1. Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 18.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 5-6.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - № 3. - С. 32-36.
  4. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 338.
Вооружение | На главную

Hosted by uCoz