Модель ТАВКР ''Ульяновск''

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 "Ульяновск" началась в Невском проектно-конструкторском бюро в декабре 1984 года под руководством главного конструктора Л.В.Белова (позже его сменил Ю.М.Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки авианосца проекта 1160. Эскизное проектирование было завершено в 1986 году. В 1987 году был подготовлен технический проект. Предполагалось построить 4 корабля. 4 октября 1988 года головной "Ульяновск" (заводской №107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Спуск на воду планировался на 1992 год, в вступление в строй - на декабрь 1995 года.

От предыдущих ТАВКР "Ульяновск" отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, новым трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков. Надстройка ("остров") размещалась по правому борту. Система бронирования включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную защиту. Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 уз. Источником электроэнергии служит генератор мощностью 27000 кВт. На борту могли базироваться до 70 самолётов и вертолётов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки "Луна".

Вооружение корабля должно было состоять из 16 пусковых установок протикокорабельных ракет "Гранит", 4 установок ЗРК СМ-9, 8 пусковых установок "Кортик" (позже "Палаш"), 2 реактивных бомбомётов РБУ-12000, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС "Трон-Дипломант", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трехкоординатная РЛС "Подберёзовик", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат-М", навигационный комплекс "Андромеда", система космической связи "Центавр", РЛС управления полетами "Резистор" и ситему наведения истребителей "Газон", станция РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1".

Корабль предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. С появлением АТАКР "Ульяновск" отечественное кораблестроение выходило на мировой уровень. В то время корабль аналогов в мире не имел. По авиационно-техническим средствам он был вполне сопоставим со строившимся тогда американским авианосцем "Дж. Вашингтон", а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его.

Был почти сформирован корпус корабля, но после прекращения финансирования он 1 ноября 1991 года был снят со строительства (при 20% технической готовности) и исключён из списков кораблей ВМФ. 5 февраля 1992 года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разделка его корпуса на стапеле на металл (завершилась 29 октября). Пошёл на переплавку и металл для второго корабля.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное
стандартное

75000
65800
Габариты, м:

длина
ширина по КВЛ
осадка

321,2
40
10,6
Ширина полётной палубы, м 72
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода максимальная, уз. 29,5
Дальность плавания неограниченная
Автономность по запасам, сут. 120
Количество ЛА, шт. 70
Запас авиационного топлива, т 5000
Экипаж, чел. 2300

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 344.
  3. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 31-32.
  4. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  5. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  6. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  7. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 115-119.
Авианесущие корабли | На главную