Ту-22УД

Разработка учебной модификации сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 началась в ОКБ-156 А.Н.Туполева в 1961 году. В 1962 году был изготовлен прототип (переделан серийный Ту-22Р №601). 4 ноября начались его заводские испытания, которые продолжались до 12 июня 1963 года. Государственные испытания проводились с 23 июня 1963 года до 18 августа 1965 года. Не дожидаясь их завершения, в 1963 году авиазавод №22 в Казани приступил к серийному производству. Принят на вооружение в декабре 1968 года.

Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус".

Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У (включая 2 опытных). Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось Украине.

Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22У - учебный бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов.
  • Ту-22УД - дальний. Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте и двигателями РД-7М2.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ВД-7М
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2x10500
2x16000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

23,646
41,6
10,13
Площадь крыла, м2 162,25
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

43,58
69
85
Запас топлива, т 40,8
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая

1387
950-1000
1200-1300
Время набора высоты 10000 м, мин. 18,8
Дальность полёта максимальная, км: 5130
Практический потолок, м 13250
Длина разбега, м

пробега, м

2270
1350
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 287-290.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 142-146.
  3. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
  5. Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
  6. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
  7. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 13-14.
  8. Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
  9. Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 13.
Бомбардировщики | На главную

Hosted by uCoz