Ту-22РД

Разведчик Ту-22Р разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева по теме "Сибирь-2" на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Первый прототип был переоборудован из серийного бомбардировщика. Его испытания начались 24 июля 1961 года. После пожара, возникшего из-за разрушения турбины одного из двигателей, испытания продолжили на втором прототипе, также переоборудованном из серийного Ту-22. Серийное производство началось в 1962 году на авиазаводе №22 в Казани. Принят на вооружение в декабре 1968 года.

Ту-22Р предназначен для ведения радиотехнической и фоторазведки в оперативной глубине противника, а также на море в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Самолёт мог вести поиск РЛС противника при помощи аппаратуры "Ромб-4А" и "Роза", радиолокационную разведку местности с помощью РЛС "Рубин" и фотографирование изображения на экране приставкой ФАРМ. В отсеке боевой нагрузки могли устанавливаться фотоаппараты АФА-40, АФА-41, АФА-42 или ночной НАФА-МК-75. Разведчик мог использоваться для радиоэлектронной борьбы.

Ту-22Р построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. В грузовом отсеке вместо разведывательного оборудования могут подвешиваться бомбы калибром до 9000 кг. На модификации Ту-22РД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус". На самолётах первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со станцией постановки активных ппомех (СПС-151/152/153).

Всего изготовлено 127 разведчиков Ту-22Р всех модификаций. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В начале 60-х годов лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.А.Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. В конце 60-х годов часть самолётов была переоборудована в бомбардировщики Ту-22Б для поставок Ираку и Ливии. После распада СССР 30 разведчиков Ту-22РД достались Украине.

Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22Р - разведчик. Первый полёт 24 июля 1961 года.
  • Ту-22РД - дальний разведчик. Отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателяями РД-7М2. Выпускался с 1965 года. Переоборудованы также все ранее выпущенные Ту-22Р.
  • Ту-22РК, Ту-22РДК - самолёты с системой радиотехнической разведки "Куб". В 70-е годы переоборудовано несколько самолётов.
  • Ту-22РМ - опытный разведчик-бомбардировщик. Отличется съёмным контейнером со станциями радиотехнической разведки "Тангаж" и инфракрасной "Осень", наличием РЛС бокового обзора "Шомпол" и станции постановки активных помех СПС-151. Фотооборудование перенесено из бомбоотсека на место демонтированного топливного бака №1. Изготовлен в 1975 году.
  • Ту-22РДМ - дальний разведчик-бомбардировщик. Отличался наличием станции автоматической разведки СРС-13с. В 1981-1982 годах ранее выпущенные Ту-22РД переоборудовались по типу Ту-22РМ.

Лётно-технические характеристики

Ту-22Р Ту-22РДМ
Двигатели ВД-7М ВД-7М2
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2x10500
2x16000
2х11000
2x16500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

23,17
41,6
10,13
23,17
41,6
10,13
Площадь крыла, м2 162,25 162,25
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

43,6
69
85
43,6
85
92
Запас топлива, т 40,8 40,8
Масса боевой нагрузки, т 9 9
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая

1410
950-1000
1200-1300
1600
950-1000
1200-1300
Время набора высоты 10000 м, мин. 19 12
Дальность полёта максимальная, км: 4900 5650
Практический потолок, м 13500 13800
Длина разбега, м

пробега, м

2430
1700
2300
1600
Экипаж, чел. 3 3

Литература

  1. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
  2. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
  3. Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
  4. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
  5. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 8-11.
  6. Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 9-12.
  7. Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
Разведчики | На главную