Ту-116

С появлением стратегического бомбардировщика Ту-95 появилась возможность создания межконтинентального пассажирского самолёта. 12 августа 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1496-835, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева создание самолёта "116" для перевозки высших правительственных делегаций. Эскизный проект был представлен в апреле 1956 года. В октябре был утверждён его макет. Все основные агрегаты были взяты от Ту-95. Отличия заключались в средней части фюзеляжа, гда вместо бомбовых отсеков разместились два пассажирских салона. Была также доработана кормовая часть фюзеляжа. Ту-116 был построен в двух экземплярах (один для Н.С.Хрущова, другой для Булганина) на заводе №18 в Куйбышеве. 23 апреля 1957 года первый из них (борт. №7801) впервые поднялся в небо.

В ходе испытаний на обоих Ту-116 лётчиками ГК НИИ ВВС был выполнен ряд дальних беспосадочных перелётов. Между тем, 15 ноября 1957 года на лётные испытания вышел пассажирский самолёт Ту-114. Ту-116 оказался в "тени". Лишь через год он был представлен общественности как Ту-114Д (дипломатический).

Ту-116 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со стреловидным (35° по линии четверти хорд) крылом большого удлинения. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 4 ТВД НК-12. В центральной части фюзеляжа находятся 2 пассажирских салона на 18 пассажиров общим объёмом 70,5 м3, туалет, гардероб и служебный кабинет. Кроме пассажиров в салоне могли находилться штурман-информатор, бортпроводник и повар. В кабине экипажа было предусмотрено дополнительное место для штурмана-лоцмана. Вход и выход пассажиров осуществлялся по опускаемому с помощью пневмосистемы трапу и через дверь в задней части салона. Состав оборудования был, в основном, аналогичен Ту-95 (был сохранён даже радиолокационный прицел РБП-4). В пассажирском салоне имелась радиола "Мир" и пневмопочта для связи с экипажем. На случай аварийной посадки на воду имелись надувные лодки ЛАС-5 и 2 плота СП-12. В хвостовой части фюзеляжа располагался отсек с посадочными осветительными бомбами и парашют аварийного снижения.

По окончании государственных испытаний самолёт №7801 был передан в Дальнюю Авиацию и эксплуатировался на аэродроме в Узине (Украина) до начала 90-х годов. Самолёт №7802 (СССР-76463) был передан на полигон под Семиполатинском, где эксплуатировался до апреля 1991 года в качестве пассажирского для доставки специалистов. В настоящее время он находится в музее гражданской авиации в Ульяновске.

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-12
Взлётная мощность, э.л.с. 4х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,04
46,17
12,98
Площадь крыла, м2 283,7
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

79
124,1
143,6
Запас топлива, л. 83320
Количество пассажиров, чел. 18
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 6300 м
посадочная

630
870
252
Дальность полёта максимальная, км 11900
Практический потолок, м 11800
Длина разбега, м

пробега, м

2350
1540
Экипаж, чел. 8

Литература

  1. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 152.
  2. Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 16.
  3. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №1. - С. 43-48.
  4. Ригмант В.Г. Родом из Дальней авиации: Пассажирские самолёты ОКБ А.Н.Туполева. // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 8-11.
  5. Ригмант В.Г. Ту-95. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 22-24.
  6. Якубович Н.В. Самолёт для спецпассажиров. // Крылья Родины. - 1994. - №11. - С. 26.
  7. Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях. // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
Пассажирские | На главную