Су-28

В 1981 году заместитель главкома ВВС Маршал авиации А.Н.Ефимов предложил разработать на базе штурмовика Су-25 учебно-тренировочный самолёт для замены чехословацких L-39. Разработка Су-25УТ (обозначение ОКБ Т8-УТ) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1987 году. В июне опытный самолёт Т8-УБ1 был поставлен на доработку. Для улучшения лётно-технических характеристик было решено его максимльно облегчить. С этой целью были демонтированы все системы вооружения и прицельное оборудование. Из-за изменившейся центровки в носовом отсеке фюзеляжа пришлось разместить центровочный груз.

В августе Су-25УТ впервые поднялся в небо. Самолёт начали готовить к воздушному параду в Тушино в честь Дня Воздушного Флота, но в последний момент его участие в параде было отменено. Вскоре под обозначением Су-28 он принял участие в спортивных соревнованиях в Волгограде, где занял третье место.

Испытания самолёта продолжались два года. За это время в его конструкцию внесли ряд существенных доработок, после чего он получил обозначение Су-28М. В таком виде он вместе с боевым Су-25 в июне 1989 года участвовал в аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже, затем в авиационных выставках на Филиппинах, в Дубаи и Абу-Даби.

Кострукция Су-28 аналогична Су-25УБ. Отличия заключаются в сокращённом составе оборудования. Встроенная пушка, пилоны под крылом для подвески вооружения, бронеэкраны двигателей, заполнение топливных баков пенополиуретаном, дублирующая проводка управления рулём высоты отсутствуют. Отсутствует также электрооборудование, обслуживающее демонтированные системы, и часть оборудования топливной системы. Для приведения самолёта к штатной центровке установлен центровочный груз. Пушечный отсек и окно прицельной станции "Клён" в носовой части зашиты. Для дальних перелётов предусматривалась подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.

Су-28 предназначался для обучения технике пилотирования, самолётовождения, групповой слётанности и отработки фигур лётного пилотажа. Он позволял вести обучение в любых погоднях условиях и в любое время суток. Оборудование самолёта позволяло выполнять тренировочные полёты с имитацией отказа пилотажно-навигационной системы, двигателя и самолётных систем. Су-28 обладал высокой маневренностью, мог взлетать, выполнять полёт и садиться с одним работающим двигателем. Шасси самолёта выдерживало грубые посадки и допускало базирование на грунтовых аэродромах.

Из-за начавшегося экономического и политического кризиса в стране Су-28 не был запущен в серийное производство. Опыт создания Су-28 был использован при разработке учебно-тренировочного самолёта для палубной авиации Су-25УТГ.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2x4100
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,36
5,2
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

9000
12000
Запас топлива, кг 2750
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

950
750
210-220
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км 2150
Практический потолок, м 7000
Максимальные эксплуатационные перегрузки:

положительная
отрицательная

6
2
Длина разбега, м

пробега, м

450
500
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994. - С. 100-103.
Спортивные | На главную