SA-341G

Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта SA-341 началась совместно фирмами "Сосьете Насьональ Индистрьэль Аэроспасьяль" и "Уэстленд" в соответствии с англо-французским соглашением 1967 года. Он является дальнейшим разитием SA-340 "Алуэтт II". От предшественника он отличается фенестроном вместо обычного рулевого винта (первый в мире). Несущий винт разрабатывался совместно с немецкой фирмой "Бельков". Первый прототип был изготовлен во Франции, затем в разобранном виде переправлен в Великобританию и собран на фирме "Уэстленд", став прототипом AH.Mk.I. Вервые он поднялся в воздух 28 апреля 1970 года. Затем были построены 4 предсерийных вертолёта SA-341, на одном из которых в мае 1971 года были установлены 3 мировых рекорда.

Подготовка к серийному производству началась в 1969 году. Изготовление первой серии на фирме "Уэстленд" началась в 1971 году. Поставки начались в 1972 году. В том же году принят на вооружение британской армии. В 1973 году начались испытания модернизированного вертолёта SA-342. В 1976 году он был запущен в серийное производство.

SA-341 выполнен по одновинтовой схеме с фенестроном. Несущий винт трёхлопастный с полужёстким креплением лопастей. Рулевой винт 13-лопастный диаметром 0,695 м. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Основным силовым элементом фюзеляжа является платформа, состоящая из 2 продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. В передней части платформа переходит в фонарь, в задней - в хвостовую балку, которая стыкуется со стреловидным вертикальным оперением, имеющим несимметричный профиль и канал для рулевого винта. На хвостовой балке установлен стабилизатор с аэродинамическими шайбами на концах. Шасси неубирающееся лыжное. Силовая установка состоит из турбовинтового двигателя Турбомека "Астазу IIIA", установленного за кабиной. Сопло двигателя снабжено дефлектором, уменьшающим тепловое излучение. Запас топлива размещён в 2 топливных баках. В перегоночном варианте может устанавливаться дополнительный бак на 200 л. В кабине установлены спереди 2 сиденья для экипажа, за ними - общий диван для 3 пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через 2 боковые, открывающиеся наружу двери. За ними имеются дополнительные грузовые двери, открывающиеся во внутрь. За пассажирской кабиной имеется багажный отсек. Кабина оснащена системой вентиляции. Предусмотрена установка системы обогрева.

В военном варианте кабина может оснащаться броневой защитой. В состав вооружения входили: НАР "Брандт" (2 контейнера), 2 управляемые ракеты AS.12 (AS.11), 4-6 ПТУР "Хот", 2 7,62-мм пулемёта AA52 или FN-MAG, 1 20-мм пушку GIAT М621.

Серийное производство продолжалось до 1990 года. Всего изготовлено 1223 вертолёта всех модификаций. Широко использовался в армиях Франции и Великобритании. Поставлялся на экспорт в 41 страну: Австралию, Анголу, Бурунди, Габон, Гвинею, Израиль, Ирак, Ирландию, Испанию, Камерун, Канаду, Катар, Кипр, Китай, Кувейт, Ливан, Ливию, Марокко, ОАЭ, Руанду, Сенегал, Сирию, США, Чад, Эквадор. Выпускался по лицензии в Египте и Югославии (220 вертолётов). В России вертолёты, приобретённые на вторичной рынке, используются частными лицами.

Модификации вертолёта:

  • SA-341B ("Газель" AH.Mk.1) - ударный вертолёт для ВВС Великобритании.
  • SA-341C ("Газель" HT.Mk.2) - тренировочный вертолёт для ВМС Великобритании.
  • SA-341D ("Газель" HT.Mk.3) - тренировочный вертолёт для ВВС Великобритании.
  • SA-341E ("Газель" HCC.Mk.4) - вертолёт связи для ВВС Великобритании.
  • SA-341F - вертолёт для французской армии. Отличается двигателем "Астазу IIIC". Применялся для связи и наблюдения.
  • SA-341F/Canon - вертолёт огневой поддержки. Оснащается 20-мм пушкой M621.
  • SA-341G - гражданский вертолёт.
  • SA-341H - экспортный вариант SA-341F. Отличается составом оборудования.
  • SA-341H "Партизан" - югославский ударно-разведывательный вертолёт. В состав вооружения входят 4 ПТУР ПУР-62 "Фаланга" (ПУР-64 "Малютка"), 2 ракеты типа "воздух-воздух" "Стрела-2". Выпускался фирмой SOKO.
  • SA-341J - гражданский вертолёт. Сертифицирован в 1976 году. Выпускался с 1977 года.
  • SA-341M - противотанковый. Оснащался ПТУР "Хот".
  • SA-342K - модернизированный вариант SA-341F. Отличается двигателем "Астразу XIVH" мощностью 870 э.л.с.
  • SA-342L - экспортный. Отличается двигателем "Астазу XIVM".
  • SA-342L1 - доработанный, основная модификация.
  • SA-342M - противотанковый. Отличается составом оборудования. В 1980-1983 годах для армейской авиации Франции изготовлено 128 вертолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатель "Астазу IIIA"
Взлётная мощность, э.л.с. 600
Диаметр несущего винта, м 10,5
Габариты, м:

длина с вращающимся винтом
длина фюзеляжа
ширина
высота

11,97
9,53
2,04
3,19
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная максимальная

947
1800
Количество пассажиров, чел. 3
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 500
Запас топлива, л 545
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

280
220
Потолок, м:

статический
динамический

2370
4300
Дальность полёта максимальная, км 670
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 134.
  2. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 194-199.
  3. Ружицкий Е.И. Зарубежные вертолёты. - М.: АСТ, "Астрель", 2002. - С. 353-360.
Вертолёты | На главную