Робинсон R44

Разработка лёгкого четырёхместного вертолёта R44 началась в американской фирме "Робинсон Хеликоптер Компани" (RHC) под руководством главного конструктора Фрэнка Д. Робинсона 1986 году. За основу конструкции был взят двухместный вертолёт R22. От предшественника модель R44 отличалась повышенным комфортом, более простым пилотированием и обслуживанием. Первый полёт состоялся 31 марта 1990 года. Серийное производство организовано на заводе фирмы в аэропорту Торренс (штат Калифорния). 10 декабря 1992 года получен сертификат FAA. Поставки вертолёта начались в середине 1993 года.

Кабина вертолёта выполнена по схеме 2+2. Доступ в кабину осуществляется через 4 двери. Управление продублировано. По желанию заказчика может устанавливаться кондиционер. Шасси может быть как полозкового типа, так и поплавковое. Силовая установка состоит из поршневого оппозитного 6-цилиндрового двигателя Лайкоминг O-540. Топливом служит бензин марки Б91/115. Для увеличения ресурса двигателя установлен ограничитель мощности. Система запуска двигателя электрическая. Несущий винт двухлопастный диаметром 10,04 м. Рулевой винт также двухлопастный, диаметр - 1,47 м. Навигационное оборудование позволяет выполнять полёты в дневное время.

Вертолёты Робинсон являются самыми массовыми лёгкими вертолётами в мире. Они эксплуатируются в различных климатических зонах, в том числе в горной местности. Используются в полицейских подразделениях и ВВС ряда небольших стран (Боливия, Венгрия, Доминиканская республика, Ливан, Эстония). В 2007 году на R44 осуществлён кругосветный перелёт (36000 миль за 97 дней). В 2002 году первым из поршневых вертолётов совершил посадку на Северном полюсе.

Производство R44 продолжается. Уже выпущено более 3000 вертолётов. Вертолёты Робинсон R44 поставляются в различные страны мира, в том числе и в Россию. По состоянию на 2009 год в России зарегистрировано 150 вертолётов этого типа. На Эльбрусе открыта первая в России школа горного пилотирования, где обучение ведётся на R44. Капитальный ремонт осуществляет компания "ЮТэйр-Инжиниринг".

Модификации вертолёта:

  • R44 Астро - первый серийный вариант. Выпускался с 1992 года.
  • R44 Клиппер - для длительных полётов надводной поверхностью. Отличается повышенной коррозионной стойкостью конструкции и поплавковым шасси. Сертифицирован 12 июля 1996 года.
  • R44 Ньюскоптер - с телевизионной аппаратурой для осуществления трансляций в прямом эфире. Выпускается с 1997 года.
  • R44 Полис - полицейский. Отличается наличием блистеров, полицейской радиостанции, сирены, СГУ, прожектора, видеокамеры. Сертифицирован в июле 1997 года.
  • R44 Равен - модернизированный. Отличается гидроусилителем в системе управления, настраиваемыми педалями, эластомерным подшипником ГШ рулевого винта. Выпускается с января 2000 года.
  • R44 Равен II - модернизированный. Отличается инжекторным двигателем, несущим винтом увеличенной площади, с закруглёнными законцовками винтов, электрической системой на 28 В 70 А. Сертифицирован в июле 2002 года.
  • R44IFR Тренер - учебный.

Лётно-технические характеристики

Двигатель O-540
Взлётная мощность, л.с. 225
Диаметр несущего винта, м
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
высота

11,75
9,06
3,27
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная максимальная

658
1089
Максимальна коммерческая нагрузка, кг 380
Количество пассажиров, чел. 3
Запас топлива, л 185
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

240
210
Потолок, м:

статический с учётом влияния земли
динамический

1500
4250
Скороподъёмность, м/с 5
Практическая дальность полёта, км 650
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С.
  2. Мировая авиация. Полная энциклопедия. - Файл 0523.
Вертолёты | На главную