Р-11-300

Разработка турбореактивного двигателя АМ-11 в ОКБ-300 началось в 1953 году под руководством А.А.Микулина (позже его сменил С.К.Туманский). 9 сентября вышло Постановление СМ СССР о разработке двигателя АМ-11. При создании двигателя были теоретически разработаны и применены основные принципы регулирования двухвальных турбореактивнях двигателей с форсажной камерой, что обеспечило получение оптимальных высотноскоростных характеристик, простоту и надёжность эксплуатации. В 1958 году двигатель успешно прошёл Государственные стендовые испытания и был запущен в серийное производство под обозначением Р-11-300 на Московском моторном заводе им. В.В.Чернышева и Уфимском моторном заводе. Устанавливался на самолётах МиГ-21, Су-15, Як-25РВ, Як-28, Як-28П.

Р-11Ф-300 - двухвальный турбореактивный двигатель с шестиступенчатым осевым компрессором, трубчато-кольцевой камерой сгорания, двухступенчатой турбиной и форсажной камерой с регулируемым соплом. Компрессор содержит по 3 высоконапорных сверхзвуковых (околозвуковых) ступени каскадов низкого и высокого давления. Выносные опоры отсутствуют. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Всего изготовлено более 20000 двигателей Р-11-300 всех модификаций. Копия Р-11-300 выпускалась в Китае (устанавливался на истребителе J-7). Капитальный ремонт двигателя в 1962-1975 годах производился на ремонтных заводах №12 (Хабаровск), №218 (Гатчина) и №570 (Ейск). Отработавшие лётный ресурс двигатели применялись на пожарной машине АГВТ-150(375).

Модификации:

  • АМ-11 - прототип.
  • Р-11А-300 - двигатель для бомбардировщика Як-28 (опытный). Отличался расположением коробки агрегатов.
  • Р-11АФ-300 - форсированный до 5750 кгс. Устанавливался на Як-28.
  • Р-11АФ2-300 - форсированный до 6100 кгс. Устанавливался на бомбардировщиках Як-28И, Як-28Л, перехватчике Як-28П.
  • Р-11АФ3-300 - двигатель для перехватчика Як-28ПМ.
  • Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф") - двигатель для истребителя МиГ-21.
  • Р-11Ф2C-300 ("изделие 37Ф2С") - форсированный до 6200 кгс. Устанавливался на истребителе Су-15.
  • Р-11Ф2CУ-300 - доработанный.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр

4660
825
Масса, кг 1040
Расход воздуха через компрессор, кг/с 64,5
Степень повышения давления в компрессоре 8,6
Температура газа перед турбиной, °C 902
Тяга, кгс:

взлётная максимальная
на форсаже

4200
5110
Частота вращения ротора, об/мин. -
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:

на взлётном режиме
на крейсерском режиме

1,96
0,94
Ресурс, час. -

Литература

  1. Сергеев П.Н. Советский истребитель-перехватчик Су-15. - Киров: Общество любителей военной техники и моделизма, 1999. - С. 41.
  2. Якубович Н.В. МиГ-21. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 253.
Двигатели | На главную

Hosted by uCoz