НС-23

В 1943 году в ОКБ-16 был разработан новый 23-мм патрон (на базе противотанкового 14,5-мм). Под этот патрон А.Э.Нудельман и А.С.Суранов разработали пушку НС-23. Наземные государственные испытания пушки завершились 4 мая 1944 года. После чего начались лётные испытания на истребителе Як-9, продолжавшиеся до 7 июня. 10 октября 1944 года решением ГКО пушка НС-23 и патрон к ней приняты на воружение Красной Армии. Серийное производство организовано на заводе №2. В 1951 году передано на Тульский завод №535.

Работа автоматики НС-23 основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Для увеличения темпа стрельбы применён ускоритель отката. Питание непрерывное ленточное. Для стрельбы использовались патроны с осколочно-фугасными-зажигательными ОФЗ (масса 184 г), осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующими ОФЗТ (176 г), бронебойно-зажигательныо-трассирующими БЗТ (190 г), многоэлементными ОФЗТ (184 г) снарядами, а так же снарядами инфракрасных помех ИК. Пушка закреплялась в установке за кожух (gередне крепление силовое, заднее - поддеоживающее).

Производство НС-23 продолжалось до 1953 года. Всего на двух заводах изготовлено 28479 пушек (на заводе №2 - 22479, на заводе №535 - 6000). Пушка устанавливалась на самолётах Ил-10, Ла-9, Ла-11, МиГ-9, МиГ-15, Як-15, вертолётах Ми-2.

Модификации:

  • НС-23КМ - крыльевая и моторная.
  • НС-23С - синхронная.

Технические характеристики

Калибр, мм 23
Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота

1985
165
256
Длина ствола, мм 1450
Масса, кг 37
Темп стрельбы, выст./мин. 600
Начальная скорость снаряда, м/с 700
Живучесть, выстрелов 4000

Литература

  1. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 452.
  2. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 135-137.
Вооружение | На главную