МиГ-23УБ

Разработка учебно-боевого самолёта МиГ-23УБ на базе фронтового истребителя МиГ-23 началась в ОКБ А.И.Микояна  в 1967 году. Первый полёт прототипа "23-51" состоялся в мае 1969 года (лётчик-испытатель М.М.Комаров). Серийное производство организовано на авиазаводе в Иркутске в 1970 году.

МиГ-23УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27Ф2М-300. От базового самолёта МиГ-23С он отличается второй кабиной на месте первого фюзеляжного топливного бака. Органы управления были установлены в обеих кабинах, причём задняя, где размещался инструктор, имела приоритет. В кабине инструктора имеются пульты имитации отказов основных систем самолёта и имитации пусков ракет. Для улучшения обзора при посадке в кабине инструктора установлен убирающийся перископ. Вооружение состояло из ракет "воздух-воздух" Р-3С и "воздух-поверхность" Х-23Р.

МиГ-23УБ предназначен для обучения и тренировки лётного состава по применению радиолокационного прицельного комплекса при перехвате воздушных целей с имитацией применения ракет. Самолёт может выполнять также отдельные боевые задачи как самостоятельно, так и в группе истребителей МиГ-23 (перехват целей, ведение ближнего маневренного воздушного боя, поражение наземных целей).

Серийное производство МиГ-23УБ продолжалось до 1978 года. Всего изготовлено 1020 самолётов. В настоящее время самолёты МиГ-23УБ продолжают эксплуатироваться в лётных училищах России.

Фотографии МиГ-23 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • "23-51" - прототип. Изготовлен в 1969 году.
  • МиГ-23УБ - учебно-боевой самолёт. В 1970-1978 годах изготовлено 769 самолётов.
  • МиГ-23УМ - учебно-боевой на базе МиГ-23МЛ. Разработан в 1984 году. Изготовлен 251 самолёт.
  • МиГ-23УБ-99 - модернизированный.

Лётно-технические характеристики

Двигатель Р-27Ф2М-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

6900
9990
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 16°
длина с ПВД
высота

13,97
17,11
4,82
Площадь крыла, м2:

при стреловидности 16°
при стреловидности 72°

37,35
34,16
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10700
15150
17970
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
взлётная
посадочная

1200
2500
280-290
260
Максимальная скороподъёмность, м/с 175
Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ
с ПТБ

1380
2250
Практический потолок, м 16400
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Длина разбега, м

пробега, м

650
900
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 189-190.
  3. Ильин В.Е. МиГ-23: долгий путь к совершенству // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 4-24, 36-42.
  4. Мороз С. МиГ-23. - М.: "Экспринт", 2005.
  5. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 26-30.
  6. Цветков С. 472 иап на защите неба Москвы // Мир авиации. - 1998. - №2. - С. 47-52.
Истребители | На главную