КСР-5

Разработка крылатой ракеты второго поколения КСР-5 ("изделие Д-5", К-26) началась в 1960 году в дубненском флиале №2 ОКБ-155 (с 1966 года МКБ "Радуга") под руководством главного конструктора А.Я.Березняка. В конструкции были использованы узлы ракеты Х-22. На КСР был впервые применён тонкостенный обтекатель антенны РЛС с сетчатым заполнителем. Технология разработана совместно в ВИАМ. Испытания ракеты проводились на двух переобрудованных самолётах: Ту-16К11-16 и Ту-16КСР2-11. Первый пуск состоялся в 1964 году. Испытания продолжались до 1969 года.

Серийное производство началось в 1966 году на Дубненском машиностроительном заводе (ранее завод №256). Принята на вооружение 4 декабря 1969 года. В 1970 году разработчики комплексов К-26 и К-10-26 были удостоены Государственной премии СССР.

Ракета КСР-5 предназначена для поражения надводных и наземных целей. Применялась на самолётах Ту-16К-26, на которых могли подвешиваться до 3 ракет. Планировалось также переоборудование самолётов Ту-95/Ту-95М под комплекс К-95-26, но дальше испытаний опытного образца в 1976 году дело не пошло.

Ракета КСР-5 построена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным крылом большой площади и крестообразным оперением. Фюзеляж круглого сечения. Двигатель многорежимный двухкамерный жидкостнореактивный С5.33. В фюзеляже установлены баки для топлива (ТГ-02, 660 л) и окислителя (АК-27П, 1010 л). Боевая часть осколочно-фугасная либо термоядерная (мощностью 350-500 кт). Нижний киль выпускается при помощи пневмопривода. Для подготовки ракеты к пуску используется система "Волга", установленная на самолёте-носителе. Для целеуказания применяется РЛС "Рубин-1КВ" или "Рубин-1М".

В районе пуска ракеты цель берётся на автоматическое сопровождение головкой самонаведения и по сигналу "ракета готова" штурман производит её отцепку. Через 2 с после отцепки на ракете запускался двигатель, раскладывался нижний киль, взводился взрыватель БЧ и включался программный механизм ракеты. Через 12-14 с ракета переводилась в набор высоты. При достижении М=3 и высоты полёта более 20000 м ракета переводилась в горизонтальный полёт. На удалении от цели 60 км ракета переводилась в пикирование на цель, а управление на самонаведение. На удалении от цели менее 1 км воизбежание "ослепления" ГСН отключалась.

На базе КСР-5 были разработаны усовершенстваванные ракеты КСР-5М и КСР-5Н. Отслужившие свой срок ракеты переоборудовались в мишени на 711 АРЗ в Борисоглебске. Ракеты семейства КСР-5 применялись в полках Дальней и морской авиации. Со снятием с вооружения самолётов Ту-16 в начале 1990-х перестали использоваться и ракеты. Дольше всего в строю оставались носители мишений Ту-16КРМ.

Модификации:

  • КСР-5 ("изделие Д-5", К-26) - базовая. Выпускалась с 1966 года.
  • КСР-5М - модернизированная.
  • КСР-5Н (К-26Н) - с увеличенной до 400 км дальностью полёта. Принята на вооружене в 1972 году.
  • КСР-5НМ (КСР-5НВ) - модернизированная.
  • КСР-5П (К-26П) - противорадиолокационная с пассивной системой наведения. Принята на вооружене в 1973 году. Государственная премия 1977 года.
  • Д-5НМ (Д-5НВ) - ракета-мишень.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

10520
900
2500
Тяга двигателя, кгс 1120-7100
Стартовая масса, кг 3952
Масса боевой части, кг 700
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

300
240
Круговое вероятное отклонение, м 45
Диапазон высот применения, м 500-11000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 950-1720
Максимальная скорость, км/ч 3200

Литература

  1. Георгиев С. Крылатая ракета КСР-5 // Техника - молодёжи. - 2017. - №13. - С. 18-19.
  2. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. Авиационные ракеты большой дальности // Невский бастион. - 1998. - Вып. 6. - С. 33-35.
  3. Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. .
Вооружение | На главную