Ил-24Н

Самолёт ледовой разведки Ил-24Н разработан в ОКБ-240 С.В.Ильюшина под руководством Г.В.Новожилова в конце 70-х годов на базе пассажирского самолёта Ил-18Д. Он предназначался для получения информации о ледовом покрове Северного Ледовитого океана с целью обеспечения транспортного мореплавания в Арктике и замерзающих морях умеренных широт, а также для геологического изучения территории СССР. Под руководством В.М.Глушкова было создана мистема инструментальной ледовой разведки "Нить". Система состояла из самолётного комплекса "Нить-К" и комплекса "Нить-Л", размещаемого на на корабельном приёмном пункте. Первый полёт состоялся 12 июня 1979 года.

Конструкция Ил-24Н аналогична базовому самолёту. Под передней частью фюзеляжа установлен контейнер с фазированной антенной решёткой РЛС бокового обзора "Игла-1" (аналогично Ил-20М). Блоки РЛС установлены в багажном отсеке. В носовой части контейнера установлена фотокамера. Объектив камеры направлен вниз и закрыт сдвижным люком. В салоне оборудованы 6 рабочих мест операторов. В задней части салона имеется комната отдыха. Для обеспечения автоматизированного самолетовождения над безориентирной местностью самолёт оснащён навигационным комплексом "Мальва-4". В состав оборудования входит комплекса "Ирис" с радиолокационными станциями ближней и дальней навигации и цифровой вычислительной машиной.

Система "Нить" обеспечивает получение детального изображения ледового покрова и земной поверхности независимо от освещённости днем и ночью в любых метеоусловиях (в туман, при сплошной облачности и т.п.). Полученную информацию на борту самолёта обрабатывали специалисты-гидрологи, которые составляли карту ледовой обстановки. На карту наносились данные о толщине льда в широкой полосе по курсу полёта, зоны торосов и другая информация, необходимая капитанам морских судов. Оптимальной для работы аппаратуры системы "Нить" являлась высота 6500 м. Полученная информация передавалась на специальные корабельные приёмные пункты.

Всего было изготовлено 2 самолёта. Их эксплуатация облегчала планирование круглогодичной навигации в Арктике. В мае 1987 года один из них (СССР-74449) вёл ледовую разведку для атомного ледокола "Сибирь", шедшего к Северному полюсу для эвакуации дрейфующей станции СП-27, а также на обратном пути в Мурманск.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20М
Взлётная мощность, э.л.с. 4х4250
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

37,4
35,9
10,17
Площадь крыла, м2 140,9
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная

33,76
64,0
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте
крейсерская

685
610
Дальность полёта, км 4300
Практический потолок, м 12000
Длина разбега, м

пробега, м

1000
800
Экипаж, чел.:

лётный
радиотехнический

5
6

Литература

  1. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  2. Цветков С. Классик "золотой" эры. // Мир авиации. - 1996. - №2. - С. 50-52.
Специальные | На главную