Ил-103

Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Ил-103 в АНТК им. С.В.Ильюшина началась в 1988 году. Впервые поднялся в небо 17 мая 1994 года. В марте 1996 года самолёт сертифицирован по правилам FAR-23 и АП-23. Серийное производсво организовано в 1995 году на Луховицком машиностроительном заводе объединения РСК "МиГ".

Ил-103 предназначен для первоначальной подготовки лётчиков и использования в качестве самолёта общего назначения. Самолёт выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с использованием отдельных элементов из композиционных материалов (законцовки крыла, рули, триммеры). Крыло прямое. Шасси неубирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двигателя IO-360ES американской фирмы "Теледайн Континентал Моторс" с двухлопастным винтом фирмы "Хартцель" диаметром 1,93 м. Предусмотрена установка более мощного двигателя фирмы "Текстрон Лайкоминг" с винтом постоянного шага.

В 1995 году на брюссельской выставке иноваций и изобретений "Эврика-95" самолёт Ил-103 удостоен Золотой медали. Выпущено не менее 66 самолётов. Поставлялся на экспорт в Белоруссию (4 самолёта), Лаос (3), Перу (6), ЮАР, Южную Корею (23).

Модификации самолёта:

  • Ил-102-01 - базовый. Предназначен для российского рынка.
  • Ил-102-10 - экспортный. Отличается составом БРЭО.
  • Ил-102-11 - экспортный.
  • Ил-102ЛЛ - летающая лаборатория. Первый полёт в 2003 году.
  • Ил-102П - патрульный. Разработан в 2002 году для Казахстана.
  • Ил-102СХ - сельскохозяйственный. Разработан в 2000 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатель IO-360-ES2B
Взлётная мощность, л.с. 210
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,56
7,81
1,42
Площадь крыла, м2 14,71
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная

900
1310
Масса коммерческой нагрузки, кг 270
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

220
180
Скороподъёмность у земли, м/с 3,2
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

6
3
Практическая дальность полёта, км 1000
Практический потолок, м 3000
Длина разбега, м

пробега, м

380
245
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Агеев В. Ил-103: аз и буки пилотажа // Крылья Родины. - 1992. - №5. - С. 17-18.
  2. Берне Л.П. Первый сертификат в малой авиации... получил Ил-103 // Крылья Родины. - 1997. - №1. - С. 1-3.
  3. Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
  4. Мировая авиация. - Ф. 1015. - Л. 8-9.
  5. Пупков А., Шахнович А. Ил-103 - самолёт для делового человека // Крылья Родины. - 1995. - №3. - С. 30-31.
  6. Сертифицирован Ил-103 // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
АОН | На главную