ГАЗ-24-02

Автомобиль "Эскорт" разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ-24-02 "Волга" в 1974 году. Предназначен для встречи и сопровождения самолётов в аэропортах. Выпускался на заводе №408 гражданской авиации в Москве.

Разработка "Волги" второго поколения ГАЗ-24 на Горьковском автомобильном заводе началась в середине 60-х годов. Автомобиль получил кузов с модными в то время угловатыми очертаниями, новый верхнеклапанный двигатель, электрооборудование переменного тока, 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на всех передачах, 14-дюймовые колёса. Длина и ширина несколько уменьшились по сравнению с ГАЗ-21, но колёсная база увеличилась. При этом салон стал просторнее, увеличилась вместимость багажника (0,7 против 0,48 м3). Большое внимание было уделено повышению безопасности: установлены гидровакуумный усилитель и раздельный привод тормозов, мягкие панели обивки салона, ремни безопасности, утопленные ручки замков дверей, травмобезопастная рулевая колонка.

Первая промышленная партия была собрана в сентябре 1967 года. ГАЗ-24 экспонировался на международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве, где был удостоен золотых медалей. Первоначально он выпускался параллельно с "Волгой" ГАЗ-21Р. С 15 июня 1970 года завод полностью перешёл на выпуск новой "Волги". В 1973 году быз освоен выпуск универсала ГАЗ-24-02.

ГАЗ-24-02 имел закрытый цельнометаллический несущий пятидверный кузов типа "универсал". Сиденья для пассажиров располагались в 3 ряда (2 задних ряда складывающиеся). В качестве силовой установки применён карбюраторный 4-цилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель ЗМЗ-24Д (ЗМЗ-24-01). Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Главная передача одинарная, гипоидная. Подвеска передних колёс независимая пружинная с поперечными рычагами, задних - на продольных полуэллиптических рессорах. Количество листов рессор увеличено до 7 (на ГАЗ-24 устанавливались шестилистовые). Амортизаторы гидравлические телескопические. Рабочий тормоз барабанный с автоматической регулировкой с раздельным гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Ввиду повышенной грузоподъёмности вместо четырёхслойных шин устанавливались шестислойные (камерные или бескамерные). Запасное колесо и инструмент размещались в специальном отсеке под полом багажника. Доступ к нему осуществлялся через отдельный люк (с центральной частью заднего бампера).

На крыше автомобиля "Эскорт" смонтировано табло с надписью "Следуйте за мной" на русском и английском языках. Для связи с экипажем самолёта и диспетчером в багажнике установлена рация. В варианте "эскорт" в 70-е годы выпущено 39 автомобилей ГАЗ-24-02.

Годовой выпуск ГАЗ-24 всех модификаций составлял примерно 50 тыс. автомобилей. В апреле 1978 года был собран 500-тысячный автомобиль ГАЗ-24, а в 1985 году - милионный. Поставлялся на экспорт (и не только в соц. страны). В 1985 году всё семейство "Волг" было модернизировано. Модернизированный универсал получил обозначение ГАЗ-24-12. Производство семейства ГАЗ-24-10 продолжалось до 1 апреля 1992 года. Универсалы, выпускавшиеся на базе более поздних "Волг" ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110 в своей основе также имели кузов ГАЗ-24-02 (изменения коснулись только передней части).

Модификации автомобиля:

  • ГАЗ-24 - седан (базовая модификация). Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-24-01 - такси. Отличался упрощённой отделкой салона, сиденьями без подлокотников, двигателем ЗМЗ-24-01 мощностью 85 л.с. (работал на бензине А-76), таксометром в салоне, опознавательными фонарями: оранжевым на крыше (на автомобилях ранних выпусков отсутствовал) и зелёным за ветровым стеклом справа. Левая задняя дверь изнутри не открывалась. Приёмник отсутствовал. Выпускался в 1970-1984 годах.
  • ГАЗ-24-02 - универсал. Отличался усиленной подвеской. Выпускался в 1973-1987 годах.
  • ГАЗ-24-03 - медицинский ("скорая помощь"). Отличался перегородкой в салоне, носилками вдоль левого борта, 2 местами для сопровождающих, расположенными друг за другом вдоль правого борта, непрозрачными задними окнами, фарой-искателем и проблесковым маячком синего цвета на крыше. Выпускался в 1975-1987 годах.
  • ГАЗ-24-04 - такси на базе ГАЗ-24-02. Выпускался в 1972-1987 годах.
  • ГАЗ-24-07 - газобаллонный вариант ГАЗ-24-01. Выпускался в 1977-1984 годах.
  • ГАЗ-24-10 - модернизированный седан. Выпускался в 1985-1992 годах.
  • ГАЗ-24-11 - модернизированное такси. Выпускался в 1985-1992 годах. В январе 1988 года присвоен Государственный знак качества.
  • ГАЗ-24-12 - модернизированный универсал. Выпускался в 1987-1992 годах.
  • ГАЗ-24-13 - модернизированный медицинский. Выпускался в 1987-1992 годах.
  • ГАЗ-24-14 - модернизированное такси-универсал. Выпускался в 1987-1992 годах.
  • ГАЗ-24-17 - модернизированное газобаллонное такси. Выпускался в 1985-1992 годах.
  • ГАЗ-24-24 - с 8-цилиндровым двигателем ГАЗ-13. Выпускался малыми партиями для КГБ.
  • ГАЗ-24-34 - вариант ГАЗ-24-10 с 8-цилиндровым двигателем ГАЗ-13. Выпускался малыми партиями с 1985 года.
  • ГАЗ-24-54 - экспортный для стран с левосторонним движением.
  • ГАЗ-24-56 - экспортный вариант ГАЗ-24 с дизелем "Пежо". Отличался правым расположением руля. В 1978 году изготовлено около 1000 автомобилей.
  • ГАЗ-24-76 - экспортный вариант ГАЗ-24 с дизелем "Пежо". Изготовлена небольшая партия в 1976 году.
  • ГАЗ-24-77 - экспортный вариант ГАЗ-24-02 с дизелем "Пежо". Изготовлена небольшая партия в 1976 году.
  • ГАЗ-24-78 - фургон (опытный). Изготовлен в 1978 году.
  • ГАЗ-24-91 - опытный с 6-цилиндровым двигателем "Мерседес". Изготовлен в 1975 году.
  • ГАЗ-24-95 - полноприводный (опытный). В 1974 году изготовлено 7 автомобилей.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

4735
1820
1510
База, мм 2800
Колея, мм 1470/1420
Дорожный просвет, мм 174
Радиус поворота, м 5,6
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

1550
2040
Число мест 7
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЗМЗ-24Д
4
2445
8,2
96
Число передач 4
Колёсная формула 4x2
Размер шин 7,35-14"
Запас топлива, л 55
Скорость максимальная, км/ч 140
Тормозной путь со скорости 80 км/ч, м 43,2
Время разгона с места до 100 км/ч, с 25
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км 9

Литература

  1. Сёмина Н. Автомобили аэропорта // За рулём. - 1976. - №8. - 3 с. обл.
  2. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 34-35.
  3. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 46-47.
Аэродромная техника | На главную