DC-10-30

В апреле 1966 года авиакомпания "Америкен Эрлайнз" объявила конкурс на 250-местный самолёт с двумя ТРДД. Свои проекты на конкурс представили фирмы "Дуглас" и "Локхид". Конструкторы обеих фирм, проанализировав ситуацию на рынке, пришли к выводу, что наиболее востребованным будет более вместительный самолёт с тремя двигателями.

Осенью 1967 года конструкторы фирмы, ставшей к тому времени "Макдоннел-Дуглас", разработали эскизный проект самолёта DC-10. В 1970 году было завершено строительство первого прототипа. К этому времени фирма уже успела получить заказы на 237 самолётов. 29 августа прототип впервые поднялся в воздух. Серийное производство организовано в 1971 году. В конце июля того же года DC-10-10 был сертифицирован, а в начале августа началась его эксплуатация с пассажирами.

DC-10 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 6,01 м). Крыло стрелвидное (35° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Дженерал Электрик CF6-6D (позже CF6-6D1, CF6-50C, CF6-50C1, CF6-50C2, CF6-50C2F, JT9D-20, JT9D-59A). Два из них расположены на пилонах под крылом, третий - в киле.

Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 446 самолётов семейства DC-10 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Мексику, Нидерланды, Швейцарию. В конце 70-х годов фирма "Макдоннелл-Дуглас" предлагала МГА СССР закупить самолёты DC-10-30, но соглашение заключено не было. В настоящее время DC-10 эксплуатируются российскими авиакомпаниями "Аэрофлот", "КрасЭйр", "Трансаэро". Дальнейшим развитием DC-10 стал самолёт MD-11.

Модификации самолёта:

  • DC-10 - прототип. Первый полёт 29 августа 1970 года.
  • DC-10-10 - среднемагистральный, первый серийный вариант. В 1971-1982 годах изготовлено 122 самолёта.
  • DC-10-10CF - грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту (3,55х2,59 м). Изготовлено 9 самолётов.
  • DC-10-15 - самолёт для эксплуатации в условиях высокоггорья и жаркого климата. Отличается двигателями CF6-50C2F с тягой по 21100 кгс. Взлётная масса увеличена до 206,5 т. Разработан по заказу мексиканских авиакомпаний "Аэромексико" и "Мексикана". Первый полёт 8 января 1981 года. Сертифицирован в июне 1981 года. В 1981-1982 годах изготовлено 7 самолётов.
  • DC-10-30 - дальнемагистральный. Отличается двигателями CF6-50С (CF6-50С1, CF6-50С2), крылом увеличенного размаха, увеличенным запасом топлива. Разработан по заказу группы европейских авиакомпаний KSSU. Первый полёт 21 июня 1972 года. Сертифицирован в ноябре 1972 года. В 1972-1989 годах изготовлено 164 самолёта.
  • DC-10-30CE - грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту. Изготовлено 37 самолётов.
  • DC-10-30ER - с увеличенной до 11000 км дальностью полёта. Взлётная масса увеличена до 263,6 т. Изготовлено 5 самолётов.
  • DC-10-40 (DC-10-20) - дальнемагистральный с двигателями Пратт-Уитни JT9D-20 (JT9D-59A). Первый полёт 28 февраля 1972 года. Сертифицирован в октябре 1972 года. В 1972-1984 годах изготовлено 42 самолёта.
  • КС-10А "Икстендер" - заправщик. Изготовлено 60 самолётов для ВВС США.
  • KDC-10 - заправщик. В 1992 году переоборудовано 2 DC-10-30 для ВВС Нидерландов.

Лётно-технические характеристики

DC-10-10 DC-10-30 DC-10-40
Двигатели CF6-6D CF6-50C JT9D-20
Взлётная тяга, кгс 3х18160 3х23150 3х20750
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

47,24
55,28
17,70
50,42
55,33
17,70
50,42
55,00
17,70
Площадь крыла, м2 329,8 329,8 329,8
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная
посадочная

111,4
195,2
166,8
121,3
252,0
182,7
123,4
259,6
197,9
Запас топлива, т 82,02 138,54 138,54
Коммерческая нагрузка, т 44,7 48,3 46,2
Количество пассажиров, чел. 277-380 277-380 277-380
Крейсерская скорость, км/ч 925 910 920
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
с 277 пассажирами и багажом

3800
5370
7820
10460
7450
10280
Практический потолок, м 12800 10700 10700
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
-
-
-
-
Экипаж, чел. 3-4 3-4 3-4

Литература

  1. .
Пассажирские | На главную