Боинг-777-2Q8

В 1972 году фирма "Боинг" совместно с итальянским концерном "Аэриталия" разработала проект BA-751. Затем на фирме "Боинг" под руководством К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. В январе 1978 года двухмоторные варианты 7X7 получили обозначение Боинг-767, а трёхмоторные - Боинг-777. Боинг-767 вскоре был запущен в серийное производство, а от трёхмоторного самолёта отказались.

К 1990 году был разработан новый проект, уже двухмоторный. Первоначально предполагалось удлинить фюзеляж Боинга-767-300 на 8,66 или 13,69 м и установить новое крыло большего размаха, но такой самолёт вызвал бы проблемы с парковкой в аэропортах. Следующим шагом был проект Боинг-767-X, у которого средняя и задняя части фюзеляжа были двухэтажными (сечение представляло собой восьмёрку), но от него так же отказались. В феврале 1989 года началось проектирование совершенно нового самолёта с фюзеляжем круглого сечения диаметром 6,2 м, позволявшим устанавливать кресла по 9 или 10 в ряд. В январе 1990 года новый самолёт получил обозначение Боинг-777. При разработке самолёта широко применялось компьютерное проектирование.

В феврале 1991 года был готов макет самолёта. В июне 1991 года появились первые заказы на новый самолёт. Первый прототип был изготовлен в 1993 году. В марте 1994 года состоялась его презентация. 9 апреля прототип был выкачен из сборочного цеха, а 12 июня совершил первый полёт. Испытания с участием 9 прототип продолжались до марта 1996 года (суммарный налёт составил 7000 часов), после чего самолёт был сертифицирован. Серийное производство организовано на заводе фирмы Эверетте. 20% комплектующих выпускают японские фирмы "Мицубиси", "Кавасаки" и "Фуджи". 15 мая 1995 года первый серийный Боинг-777 поступил в авиакомпанию "Юнайтед". 7 июня он совершил первый рейс с пассажирами на борту из Лондона в Вашингтон.

Общая компоновка Боинга-777 аналогична самолётам Боинг-757 и Боинг-767. Самолёт представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом (31,1° по линии четвертей хорд) и классическим хвостовым оперением. По желанию заказчика крыло может быть выполнено складывающимся. Силовая установка состоит из двух ТРДД PW4073A (PW4084) фирмы "Прэтт-Уитни". По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CE90-B5 фирмы "Дженерал Электрик" или Трент-870 (-895) фирмы "Роллс-Ройс". Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой. Кабина пилотов аналогична Боинг-757/767. Существует несколько вариантов планировки салона: салон с числом мест 305-328 в трёх классах, салон с числом мест 375-400 в двух классах, салон с числом мест 440 в экономическом классе. Все кресла оборудованы телесистемати (для их питания имеется 3 генератора по 120 кВт). В грузовых отсеках возможна перевозка 32 контейнеров LD3.

Серийное производство продолжается. К началу 2005 года изготовлен 681 самолёт. Поставляется авиакомпаниям Австрии, Великобритании, Египта, Китая, Маврикия, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Франции, Южной Кореи, Японии. В России Боинг-777 эксплуатировался Аэрофлотом, в настоящее время эксплуатируется авиакомпанией "Трансаэро". В разработке модификаций принимают участие российские специалисты.

Модификации самолёта:

  • Боинг-777-200 - первый серийный вариант. Выпускается с 1995 года.
  • Боинг-777-200ER (Боинг-777-200IGW, Боинг-777-200B) - с увеличенной до 13670 км дальностью полёта. Разработан в 1992-1996 годах. Первый полёт в сентябре 1996 года. Выпускается с 1996 года. 31 марта - 2 апреля 1997 года на Боинге-777-200IGW совершён кругосветный перелёт по маршруту Сиэтл - Куала-Лумпур - Сиэтл (37344 км за 41 ч. 59 мин.).
  • Боинг-777-200LR - с увеличенной до 17000 км дальностью полёта. В разрабтке принимало участие российскиое КБ Боинга. Первый полёт 8 марта 2005 года.
  • Боинг-777-300 - с удлинённым на 10,13 м фюзеляжем. Отличается усиленной конструкцией фюзеляжа, центроплана и шасси. Количество пассажиров увеличено до 550. Первый полёт 24 октября 1997 года. Выпускается с 1998 года.
  • Боинг-777-300ER - с увеличенной до 13600 км дальностью полета. Первый полёт 24 февраля 2003 года. Выпускается с 2004 года. Изготовлено не менее 107 самолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели PW4073A
Взлётная тяга, кгс 2х33600
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

60,93
63,73
18,52
Площадь крыла, м2 427,8
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
посадочная

135,87
262,47
201,85
Запас топлива, л 117335
Коммерческая нагрузка, т 54,63
Число пассажиров, чел. 305-440
Кресерская скорость, км/ч 905
Дальность полёта, км 8920
Практический потолок, м 13100
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.
  2. Тищенко Д. "Портвейн" как средство передвижения. // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 42-45.
  3. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-777. - М.: "Авико Пресс", 1994.
Пассажирские | На главную