Боинг-747-400

В 1962 году в США был объявлен конкурс на создание тяжёлого военно-транспортного самолёта CX-HLS. В конкурсе приняли участие фирмы "Боинг", "Дуглас" и "Локхид". Победителем в 1965 году стал проект C-5 фирмы "Локхид". Во второй половине 60-х годов из-за роста авиаперевозок обострилась ситуация с перегруженностью аэропортов. В связи с этим фирма "Боинг" предложила авиакомпаниям проект самолёта для перевозки более 350 пассажиров, основанный на транспортном CX-HLS.

Эскизное проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-747, началось в 1965 году. Было рассмотрено несколько вариантов компоновок. В результате был выбран вариант с верхней пассажирской кабиной в передней части фюзеляжа и 4 основными стойками шасси. Впервые в пассажирском салоне было сделано два прохода между креслами. В апреле 1966 года был заключён контракт с авиакомпанией "Пан Америкен" на поставку 25 самолётов и в июле конструкторы "Боинга" приступили к рабочему проектированию. Параллельно с пассажирским разрабатывались грузовой и грузо-пассажирский варианты.

Для сборки самолёта в Пейн-Филде (недалеко от Эверетта) был построен сборочный корпус, по тем временам самый крупный в мире. В 1968 году был изготовлен первый прототип. 9 февраля 1969 года опытный Боинг-747-100 впервые поднялся в небо. Поставки начались в декабре 1969 года, а в конце декабря самолёт был сертифицирован FAA.

Боинг-747 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 6,5 м). Крыло стреловидное (37,5° по линии четвертей хорд). Крыло модификации 747-400 имеет вертикальные аэродинамические поверхности высотой 1,8 м. Шасси убирающееся, многоопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД, размещённых на пилонах под крылом. По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели фирм "Прэтт-Уитни", "Роллс-Ройс" и "Дженерал Электрик". Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.

Серийное производство продолжается. Изготовлено более 1300 самолётов всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Бразилию, Великобританию, Египет, Индию, Иран, Испанию, Италию, Канаду, Китай, Корею, Марок, Нидерланды, ОАЭ, Пакистан, Сингапур, Сирию, Таиланд, Филиппины, Францию, ФРГ, Швейцарию, Японию. В России грузовые Боинги-747 эксплуатируются авиакомпанией "Волга-Днепр" с 2004 года, пассажирские - авиакомпанией "Трансаэро" с 2005 года.

Модификации самолёта:

  • Боинг-747-100 - первый серийный вариант. Первый полёт 9 февраля 1969 года. В 1969-1976 годах изготовлено 205 самолётов.
  • Боинг-747-100B - с увеличенной взлётной массой до 340,2 т. Отличался усиленной конструкцией планёра и шасси, возможностью установки двигателей разных фирм (Прэтт-Уитни JT9D-7A, Роллс-Ройс RB211-524B2, Дженерал Электрик CF6-45A2). Выпускался в 1978-1984 годах.
  • Боинг-747-100B(SR) - для перевозки 550-624 пассажиров на расстояние 3000-3500 км. Оснащался двигателями JT9D-3A, JT9D-7AW, RB211-524В2, RB211-524C2, CF6-45A2, CF6-50Е2. Разработан для японских авиакомпаний JAL и "Олл Ниппон Эруэйз". Изготовлено 33 самолёта.
  • Боинг-747-200 - с увеличенной взлётной массой до 374,85 т.
  • Боинг-747-200B - с увеличенной дальностью полёта. Оснащался двигателями JT9D-3AW, JT9D-7FW, JT9D-7R4G2 (позже CF6-50E1, CF6-50E2, RB211-524В2, RB211-524C2, RB211-524D4). Разработан по заказу авиакомпании KLM. Первый полёт 11 октября 1970 года. В 1972-1988 годах изготовлено 393 самолёта.
  • Боинг-747-200B "Комби" - грузопассажирский. Отличается усиленным полом, грузовой дверью 3,04х3,4 м за крылом по левому борту. В хвостовой части оборудован грузовой отсек для перевозки 12 поддонов.
  • Боинг-747-200B/SUD - доработанный по типу 747-300. Переоборудовано 12 самолётов.
  • Боинг-747-200F - грузовой. Отличается открывающимся вверх носовым обтекателем. Часть самолётов оснащена боковой грузовой дверью.
  • Боинг-747-300 - с удлинённой на 7,1 м верхней пассажирской кабиной. Оснащался двигателями JT9D-7R4G2, CF6-50E2, CF6-80C2B1, RB211-524D4. Первый полёт (в грузо-пассажирском варианте) 5 октября 1982 года. В 1983-1990 годах изготовлен 81 самолёт.
    • Боинг-747-357 - самолёт для швейцарской авиакомпании "Свиссэйр".
  • Боинг-747-400 - с крылом увеличенного размаха. Отличается загнутыми вверх законцовками крыла, цифровым комплексом авионики EFIS, электронной системой управления двигателями FADEC. Оснащается двигателями CF6-80C2B5F, PW4062, RB211-524H. Лётный экипаж сокращён до 2 человек. Первый полёт 29 апреля 1988 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено более 440 самолётов.
  • Боинг-747-400F (С-33А) - грузовой.
  • Боинг-747-400ER - увеличенной дальности.
  • Боинг-747-400ERF - грузовой.
  • Боинг-747-500X - с крылом увеличенного до 74 м размаха (проект).
  • Боинг-747-600X - с удлинённым до 80 м фюзеляжем (проект).
  • Боинг-747 "Дружба-1"
  • Боинг-747A (Боинг-747-121)
  • Боинг-747LCF - транспортный для перевозки крыла самолёта Боинг-787. Разрабатывается в московском КБ фирмы "Боинг".
  • Боинг-747SCA
  • Боинг-747SP - с увеличенной до 12000 км дальностью. Отличается укороченным фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой киля, двухсеционным рулём направления. Оснащался двигателями CF6-45A2, CF6-50Е2, JT9D-7AW, JT9D-7FW, RB211-524В2, RB211-524C2. Первый полёт 4 июля 1975 года. В 1976-1988 годах изготовлено 45 самолётов.
  • E-4 - летающий командный пункт на базе 747-200B. Отличается составом оборудования, наличием системы дозаправки топливом в полёте. Для Пентагона изготовлено 4 самолёта.
  • VC-25 - "салон" для президента США. В 1990 году переоборудовано 2 самолёта Боинг-747-200B.

Лётно-технические характеристики

747-100 747-400 747SP
Двигатели JT9D-7A PW4062 CF6-45A2
Взлётная тяга, кгс 4х20925 4х28710 4х21100
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

59,64
70,66
19,33
64,4
70,6
19,4
59,64
56,31
19,94
Площадь крыла, м2 510,9 524,9 510,9
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная
посадочная

162,0
333,4
255,8
181,62
396,89
285,77
150,1
317,5
204,1
Запас топлива, л 183380 216840 190630
Коммерческая нагрузка, т 76,8 62,87 36,1
Число пассажиров, чел. 366-490 416-660 331
Крейсерская скорость, км/ч 895 910 935
Дальность полёта с максимальнон нагрузкой, км 8560 13570 11000
Практический потолок, м 13720 10700 13720
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
-
-
-
-
Экипаж, чел. 3 2 3

Литература

  1. .
Пассажирские | На главную