БелАЗ-74211

Аэродромный тягач БелАЗ-7421 разработан на Белорусском автомобильном заводе в 1978 году. Для полного использования массы автомобиля в качестве сцепной он выполнен полноприводным.

Предназначен для буксировки самолётов на аэродромах с твёрдым покрытием. Может эксплуатироваться при температуре воздуха от -40 до +40°C и относительной влажности 80% при 20°C. Сравнительно малые габаритные размеры и небольшой радиус поворота обеспечивают тягачу хорошую маневренность и свободное передвижение на аэродроме вблизи воздушного судна.

БелАЗ-7421 имеет постоянный привод на все колёса. Он имеет 3 кабины. Передняя левая и задняя одноместные, оборудованы постами управления; правая передняя - двухместная. Рама автомобиля состоит из двух коробчатых лонжеронов переменного сечения, соединённых 5 поперечинами и 2 поперечными накладками, на которых установлены передний и задний буферы. В буферах размещены буксирные устройства для присоединения штатных водил самолёта. В средней части рамы крепятся 2 цилиндра механизма поворота. Над ними установлены ящики аккумуляторных батарей. Для приданию тягачу больших инерционных качеств снизу к раме шарнирно подвешен балласт. В зимнее время предусмотрена установка верхнего балласта (5 листовых пакетов общей массой 11 т).

В качестве силовой установки применён 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения с 4 клапанами на цилиндр Д-12А-525А. Двигатель установлен на раме на 3 опорах. Для работы в зимнее время имеется электроподогрев. Пуск двигателя осуществляется от электростартера. Имеется резервная система пуска от сжатого воздуха. Передача крутящего момента от двигателя к колёсам осуществляется при помощи гидромеханической передачи. Она представляет собой единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора, гидромеханической трёхступенчатой коробки передач и узлов гидравлической системы. Гидромеханическая передача установлена на раме на резиновых амортизаторах и приводится во вращение при помощи карданных валов через понижающую передачу. Все узлы смонтированы общем разъёмном корпусе. Согласующая передача нужна для приведения в соответствие характеристик двигателя и гидротрансформатора. От неё же осуществляется привод насосов гидросистемы рулевого управления, вентилей гидромеханической передачи и компрессора тормозной системы. Привод переключения ступеней коробки передач электрогидравлический. Карданная передача состоит из 4 карданных валов и промежуточной опоры.

Подвеска состоит из 4 пневматических цилиндров и направляющего устройства, представляющего собой систему штанг, рычагов и шарниров. Оба моста имеют одинаковую конструкцию и состоят из главной передачи (конические шестерни) с дифференциалом и колёсных планетарных редукторов. Рулевое устройство гидравлическое. Поворот осуществляется за счёт одновременного поворота мостов на одинаковый угол (до 11°). Рабочая тормозная система барабанного типа на всех колёсах с раздельным пневмоприводом. Стояночный тормоз барабанный, действует на главную передачу. Электрооборудование постоянного тока с напряжением 24 В. Имеется сигнализация открытых дверей. На заднем буфере установлен огнетушитель ОУБ-3.

Модификации автомобиля:

  • БелАЗ-7421 - базовый. Предназначен для буксировки самолёта полной массой до 200 т.
  • БелАЗ-74211 - тягач для буксировки самолёта полной массой до 210 т. Отличается дизелем с турбонаддувом ЯМЗ-8424 (ТМЗ-8424) мощностью 425 л.с. Разработан в 1988 году.
  • БелАЗ-74212 - тягач для буксировки самолёта полной массой до 260 т. Собственная масса увеличена до 45 т.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

7560
3300
2300
База, мм 2500
Колея, мм 2560
Дорожный просвет, мм 170
Радиус поворота, м 10
Полная масса, кг 36980
Максимальная масса буксируемого самолёта, т 200
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

Д-12А-525А
12
38880
15
525
Число передач 3
Колёсная формула 4x4
Размер шин 18,00-25"
Запас топлива, л 360
Скорость, км/ч:

транспортная
буксировки
заднего хода

30
15
8
Тормозной путь при скорости 30 км/ч, м 12
Путь свободного качения со скорости 25 км/ч, м, не менее 137
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км 120
Запас хода, км 300

Литература

  1. Авиационная наземная техника / В.Е.Канарчук, Г.Н.Гелетуха, В.В.Запорожец и др.; Под ред. В.Е.Канарчука. - М.: "Транспорт", 1989. - С. 59-76.
Аэродромная техника | На главную