AW139

Разработка многоцелевого вертолёта AB139 началась в итальянской фирме "Агуста" совместно с американской "Белл" для замены AB412. Несущая система и силовая установка взяты от вертолёта A129. По сравнению с предыдущими моделями фирмы сокращено количество узлов и деталей, облегчён доступ к системам для их обслуживания, прменена комплексная авионика. Первый полёт прототипа состоялся 3 февраля 2001 года. Серийное производство на заводе в Верджиате началось в ноябре 2001 года. Фюзеляж и хвостовое оперение изготавливается в Польше, двигатели - в Канаде, шасси и кондиционеры - в Германии, привод рулевого винта - в Великобритании, элементы трансмиссии - в Японии. Заводские и сертификационные испытания АB139 закончились летом 2003 года. Европейский сертификат лётной годности выдан 20 июня 2003 года, американский - 20 декабря 2004 года. Когда фирма "Белл" в декабре 2005 года вышла из проекта, обозначение вертолёта сменилось на AW139. В 2007 году для продвижения на американский рынок в Филадельфии открыт второй завод.

Для производства в России корпорация "Вертолёты России" и фирма "АгустаУэстленд" в сентябре 2009 года создали совместное предприятие ЗАО "ХелиВерт". В июне 2010 года в подмосковном Томилино был заложен сборочный завод. 21 октября 2010 года Авиарегистром МАК выдан российский сертификат. В июне 2011 года заключено лицензионное соглашение и генеральное соглашение о поставке деталей. В январе-марте 2012 года специалисты "ХелиВерт" прошли обучение в Италии. В мае 2012 года завод был пущен в строй. В июне-июле поступила первая партия деталей и агрегатов, из которых началась сборка первых двух вертолётов AW139. Первый полёт вертолёта российской сборки состоялся 19 декабря 2012 года. В 2013 году он демонстрировался на выставке HeliRussia и на МАКСе.

AW139 представяет собой вертолёт классической схемы так называаемого "промежуточного класса". Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей Прэтт-Уитни-Канада PT6C-67C. Несущий винт пятилопастный, рулевой - четырёхлопастный. Лопасти винтов выполнены из композитных материалов, к втулке крепятся при помощи эластомерных подшипников. Энерговооружённость позволяет летать с полной массой на одном двигателе. Запас топлива размещается в протектированных баках в хвостовой части фюзеляжа. В грузовой кабине может устанавливаться дополнительный топливный бак на 500 л. Устойчивую работу силовой установки обеспечивают противообледенительная система и пылезащитные устройства воздухозаборников. На вертолёте установлена интегрированная система авионики фирмы "Хонивел Примус Эпик", цифровая АСУ ЛА по 4 осям, цмифровая система управления двигателем. Кабина пилотов оснащена 4 цветными ЖК-дисплеями. В грузовой кабине могут размещаться до 15 человек. В санитарном варианте - 4 носилок и 4 сопровождающих. Багажный отсек имеет доступ из кабины и снаружи.

Кроме транспортного варианта, вертолёт активно применяется в качестве аварийно-спасательного в Береговой охране, для доставки на суда портовых лоцманов, снабжения нефтяных платформ, в пожарной охране, полиции и армии. Первым коммерческим эксплуатантом AW139 в России стала авиакомпания "UTAir". 2 вертолёта эксплуатируются в правительственном авиаотряде "Россия". По состоянию на сентябрь 2014 года в России в эксплуатации находилось 19 вертолётов.

На середину 2014 года выпущено более 700 вертолётов семейства AW139. Поставляется на экспорт в Австралию, Азербайджан, Великобританию, Индию, Ирландию, Испанию, Канаду, Катар, Китай, Малайзию, Мальту, Намибию, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, ОАЭ, Оман, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, США, Украину, Финляндию, Эстонию, ЮАР, Южную Корею, Японию.

Модификации вертолёта:

  • AB139 - первый серийный вариант.
  • AW149 - с удлинённым фюзеляжем. Отличается более мощными двигателями GE CT7-2E1. Разработан по заказу итальянской армии. Первый полёт 13 ноября 2009 года.
  • L-3 "Коммуникейшенз" - военный вариант AW139. В 2004-2006 годах участвовал в конкурсе ВВС США на лёгкий вертолёт общего назначения.

Лётно-технические характеристики

Двигатели PT6C-67C
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1679
Диаметр несущего винта, м 13,8
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа (без спонсонов)
высота с рулевым винтом

16,65
13,53
2,26
4,95
Габариты пассажирской кабины, м:

длина
ширина
высота

2,7
2,0
1,42
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3622
6000
6800
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 2778
Количество пассажиров, чел. 15
Запас топлива, л:

основные баки
ПТБ

1562
500
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

309
291
Потолок, м:

статический
динамический

3600
4700
Скороподъёмность, м/с 10,2
Дальность полёта, км:

практическая
перегонная

740
1061
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Михеев А. AW139: Сделано в России // Взлёт. - 2014. - №9. - С. 20-21.
  2. Новинка с двумя двигателями // Мировая авиация. - Ф. 0468.
Вертолёты | Морская авиация | Специальные | На главную