Прототип Ан-72П

Морской патрульный самолёт Ан-72П разработан по заказу Погранвойск КГБ СССР в ОКБ им. О.К.Антонова под руководством ведущего конструктора В.С.Герасименко. В качестве базы был использован военно-транспортный самолёт Ан-72. Прототип бы изготовлен путём переделки Ан-72 сер. №006. Самолёт оснастили прицельно-навигационной системой "Черника", оптико-телевизионным комплексом ОТВ-34Р, аэрофотосъёмочным оборудованием, вооружением, сбрасываемыми спасательными плотами и маркерными буями. В экипаж ввели штурмана, бортрадиста и наблюдателя. 29 ноября 1984 года экипаж лётчика-испытателя С.В.Максимова впервые поднял его в небо. В ходе испытаний было впервые опробовано бортовое оружие. Выявленные при этом вибрации потребовали ряда переделок в конструкции самолёта.

Государственные испытания проходили в Крыму и на Дальнем Востоке. Самолёт получил рекомендацию к принятию на вооружение. После устранения выявленных недостатков Харьковский авиационный завод приступил к серийному производству. Первый серийный Ан-72П был передан на заводские испытания 5 апреля 1990 года. 26-27 апреля экипаж военной приёмки во главе с подполковником В.М.Иванцовым отработал на полигоне под Феодосией его боевое применение. Были выполнены стрельбы из пушки, пуски НАР и бомбометание.

Конструкция аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает наличие поискового оборудования. В левом обтекателе шасси находится дневная обзорная телевизионная система (в нерабочем состоянии закрывается шторкой). В правом обтекателе шасси установлена 23-мм пушка ГШ-23Л. На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки НУРС УБ-32М. В грузовой кабине в хвостовой части под потолком могут подвешиваться до 4 авиабомб калибра 100 кг (сбрасываются при откате рампы грузолюка). Фотооборудование обеспечивает съёмку целей в дневное и ночное время (ночью цель подсвечивается при помощи осветительных патронов ОФП-2А).

Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежной экономической зоны днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Может использоваться как обычный транспортный для перевозки людей, грузов и техники, а также в санитарном варианте.

Всего до 2002 года изготовлено 17 самолётов Ан-72П, из них 13 ещё в советские времена. Стоит на вооружении авиации Погранвойск России (15 самолётов) и Украины (2). Большинство российских Ан-72П базируются на Дальнем Востоке (Камчатка и Сахалин), украинские - в Крыму. Используются они для борьбы с браконьерами и пиратами. Известно несколько случаев применения оружия при задержании браконьерских судов.

Фотографии Ан-72 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 2х6500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

31,89
28,068
8,65
Площадь крыла, м2 98,78
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

19,1
27,5
32,0
Запас топлива, кг 12950
Масса боевой нагрузки, кг 650
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 7500
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
патрулирования

705
550-600
300-350
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

1000
4300
Практический потолок, м 10700
Высота патрулирования, м 500-1000
Продолжительность патрулирования, ч. 7
Длина разбега, м

пробега, м

620
420
Экипаж, чел. 5

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 117-118.
  2. Мараев Р. Реактивный вездеход // Авиация и Время. - 2008. - №3. - С. 4-28.
  3. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 300-304.
  4. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 176-182.
Морские | На главную