Ан-30

Фоторазведчик Ан-30 (первоначальное обозначение Ан-24ФК) создан в 60-х годах на базе пассажирского самолёта Ан-24. Первый прототип изготовлен на заводе №49 ОКБ Г.М.Бериева в 1967 году. Ан-24ФК впервые поднялся в воздух в августе 1967 года. После прохождения госиспытаний в НИИ ВВС и ГосНИИ ГА началось освоение серийного производства Ан-30 на Киевском авиационном заводе "Труд".

Конструкция Ан-30 аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в носовой части фюзеляжа, где расположена застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика, в обязанности которого входит составление программы съёмки, контроль за выполнением аэрофотосъёмочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъёмочными работами. Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем. В салоне оборудованы рабочие места операторов. В полу имеется 5 фотолюков для установки АФА в различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных баков общей ёмкостью 1600 л. На Ан-30Б для защиты от ПЗРК могут устанавливаться 2 контейнера "Веер" с 384 патронами отстрела тепловых ловушек УВ-26.

Установленный на Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах от 1:10000 до 1:150000. При демонтаже специального оборудования Ан-30 может использоваться как обычный транспортный самолёт.

В 1975 году Ан-30 впервые экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже во Франции. В 1975 году в Мячковском авиаотряде управления ГА Центральных районов было создано первое специализированное подразделение Ан-30. Самолёты Ан-30 базировались также на аэродроме Пулково. В ВВС, начиная с 1981 года, самолёты Ан-30 в составе 50 осап использовались в Афганистане для визуального наблюдения наведения боевой авиации, фотографирования районов бомбо-штурмовых ударов до и после огневого воздействия, фотографирования площадок высадки десантов, площадного воздушного картографирования, фотографирования основных коммуникаций, поиска сбитых самолётов. В 1987 году один советский Ан-30 выполнял боевую задачу в небе Анголы. С 1992 года в рамках соглашения "Чистое небо" самолёты Ан-30Б используются Украиной и Россией для наблюдения за военной деятельностью стан-участниц договора.

В 1975-1980 годах было выпущено 115 самолётов Ан-30 различных модификаций. 23 самолёта было поставлено на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Китай, Кубу, Монголию, Румынию и Чехословакию.

Фотографии Ан-30 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-24ФК - прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
  • Ан-30А - гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
  • Ан-30Б - военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
  • Ан-30Д "Сибиряк" - дальний. Отличается дополнительными топливными баками и составом оборудования.
  • Ан-30М "Метеозащита" - модернизированный. Отличается РЛС "Гроза М-30" (установлена под кабиной штурмана).

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-24ВТ
Взлётная мощность, л.с. 2x2820
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

29,2
24,26
8,32
Площадь крыла, м2 74,98
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная

15,95
23,0
Скорость, км/ч:

крейсерская
максимальная

430-475
540
Практический потолок, м 8300
Дальность полёта, км 2600
Продолжительность полёта, ч 6
Длина разбега, м

пробега, м

770
525-640
Экипаж, чел. 5-7

Литература

  1. Аэрофотосъёмочный самолёт Ан-30. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 36-37.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 19-21.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 106-107.
  4. Коряка В. Ан-24 и его "братья". // Крылья Родины. - 1980. - №11. - С. 25-27.
  5. Никифоров А.П. Ан-30 в Афганистане. // Авиация и Время. - 1997. - №1. - С. 25-34.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 35-38.
  7. Якубович Н.В. Фоторазведчик и картограф: О самолёте Ан-30. // Крылья Родины. - 1997. - №9. - С. 1-4.
  8. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 121-124.
Разведчики | На главную